Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
17:50, 22 марта 2019 Литература

Мазурка и любовная почта. Как проходили лермонтовские балы

В холле областной научной библиотеки прошёл бал-маскарад, посвящённый 205-летию со дня рождения русского поэта Михаила Лермонтова. О традициях танцевального вечера позапрошлого века — в материале «Открытого Белгорода».

Михаил Лермонтов, по мнению историков, любил в жизни три вещи: Родину, дуэли и балы. Иногда пристрастия переплетались воедино: в 1840 году на балу во французском посольстве произошла ссора между Лермонтовым и сыном французского посланника, которая в итоге закончилась дуэлью.

Сегодня Лермонтова можно было бы назвать хулиганом в чистом виде. Выходки совершенно невозможные и нетерпимые, бесцеремонность в обращении с женщинами как‑то странно уживалась в нём с благородными подвигами и верностью дружбе. Дерзкий, неудержимый, неудобный многим, растворяющийся в музыке и танцах.

Лермонтов и балы

Романтичный поэт не жалел времени и сил на организацию праздничного действа. Когда балы в России наскучивали, он отправлялся за идеями заграницу. Там точно знали, как удивить гостей и не испортить вечер пресными лицами.

«За границей поэт собирал на балах истории и воплощал увиденное в своих произведениях. Одним из произведений, в основу которого лёг бальный вечер, стал «Маскарад». Причём ему было важно не столько место проведения, а атмосфера праздника. Он мог из ничего сделать виртуозное представление», — рассказала заведующая центра чтения областной научной библиотеки Елена Бабичева.

После дуэли с сыном французского посланника в 1840 году противники помирились. Но Лермонтова взяли под стражу, из‑за того, что он не сообщил о предстоящем поединке в соответствующие органы власти. Так он оказался в ссылке на Кавказе. Между стычками с горцами жизнь кипела – молодые люди даже в таких не совсем подходящих условиях устраивали праздники.

Так Пятигорск разделился на два лагеря: одни питали нежные чувства к Лермонтову, другие – к князю Голицыну, который был таким же неуёмным любителем веселья. Однажды они сообщили публике о том, что планируют организовать два разных бала в один день. Причём гости приглашены одни и те же.

Лермонтов с друзьями дали публике бал возле Николаевских ванн в гроте Дианы. Площадку перед гротом занесли досками, украсили место коврами и фонариками. Чтобы устроить зрелище, которое пришлось по вкусу гостям, Лермонтов потратил немало сбережений бабушки. Князь Голицын в этот же день сделал своеобразное экстрим-шоу. Обустроил мост для танцев, на котором без страха одновременно кружили шесть пар. Кто стал победителем в бальной дуэли так и осталось вопросом.

Пожалуйте на маскерад

Бал начинается с приглашения. Здесь важна была краткость: «Михаил Лермонтов просит сделать ему честь, пожаловать в маскерад, сего февраля 8 дня 1840 года в грот Дианы в 6 часов вечера». Впрочем, вся остальная информация была излишня — все и так знали прочие бальные условности.

Незыблем был распорядок бала. Гости съезжались после 18:00 или 21:00. Гостей обязательно встречал хозяин вечера.

«Мы попытались соблюсти традиции наших предшественников. Поэтому открыли наш бал торжественным полонезом. Это танец-шествие, в котором должны были принять участие все приглашённые», — отметила Елена Бабичева.

Далее чередовались вальсы, польки, кадрили, мазурки. Причём мазурка была душой бала и отличным поводом познакомится с тем, кто особенно приглянулся.

«Каждый играл свою роль: дама легко неслась вперёд, и поворот её головы придавал ей непостижимую ауру, в то время как вся инициатива танца оставалась в руках кавалера», — объяснила Елена.

Под маской прячется тайна

Как и у предшественнико, современный бал не обходится без масок. Это, пожалуй, главный атрибут маскарада – оставаться инкогнито. Под маской не видно лица, это значит, что за ней может прятаться человек высокого ранга или девушка из простой семьи, чудом получившая приглашение. Таинственность подогревала интерес наших предков, и гости находили интересными разгадывать, кто же кружится в вихре вальса, пряча своё имя.

Бальная мода

Для каждого бала — свой наряд. И никак иначе. Эти каноны не меняются и по сей день. Появляться дважды подряд в одном и том же платье — дурной тон для дамы. Весь 19 век бальная мода практически не претерпевала изменений. Открытое декольте и плечи, обязательный букет цветов, неброские украшения, достаточно простые причёски. Крупные украшения не одобрялись. Также не следовало надевать их слишком много — это считалось безвкусицей. Кольца, надетые поверх перчаток, считались дурным тоном.

Любовная почта

На балу работала почта. Почтальоны всегда были готовы передать послание любой ценности, будь то признание в любви или информация о новом открытии, чьё‑либо восхищение приглянувшейся особе или фрагмент литературной дуэли. Если кто‑либо на балу не знал, как признаться в любви, сделать красивый комплимент или просто сказать приятное, если его сердце поразил недавно знакомый ему человек, незнакомец или незнакомка, он использовал почту.

«Это очень красивая и романтичная традиция. Мы решили, что это станет изюминкой нашего бала. У каждого гостя есть свой номер. Так как приглашённые не знают имён друг друга, но хотят сделать комплимент, могут подойти к нашей почте, написать письмо, указав номер гостя», — рассказала Елена Бабичева.

Этикет не позволял почтальонам разглашать тайны сердца или имя отправителя. 21 марта 2019 года никто из присутствующих также не узнал имён.

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×