Local Logo
Новости Белгорода и Белгородской области
93.25
-0.19$
99.36
-0.21
+13 °С, облачно
Белгород

Искусство, не похожее ни на кино, ни на книгу. 5 историй о диафильмах

27 мая 2019, 10:05Культура
Фото: Илона Жукова

Почему диафильмы были любимым инструментов фокусников, и как такие «чудеса» заставляли людей верить в мистику, «Открытому Белгороду» рассказала старший научный сотрудник Белгородского художественного музея Таисия Кобелева.

Мистика, да и только

Сейчас камера-обскура воспринимается как ретро-экспонат, который давно и с лёгкостью заменили компьютеры, кинотеатры и большие телевизоры. Но при этом у историков он до сих пор вызывает немало вопросов, потому как он прошёл длиннейший путь в развитии и появился намного раньше кинематографа и даже фотографии. 

Несмотря на казалось бы несовременность этой техники, в Белгородском художественном музее ни карточки, которые здесь называют слайдами, ни сам аппарат не пылятся. А история возникновения диафильмов легла в основу полноценной лекции, на которой кстати даже показатели отдельные диафильмы. 

По слвоам Таисии Кобелевой, в древнем Геркулануме во время изыскательских работ после извержения вулкана были найдены помещения, которые напоминали классические камеры-обскура. Принцип простой – картинки показывали в затемнённом помещении. 

«В средние века тоже использовались подобные приёмы, в том числе иезуитами. На алтарной части храмов показывали изображения демонов, чтобы вызвать веру у людей, которые приходили. Причём в ход шли не только готовые изображения, но и актёры, которые наряжались чертями. Люди верили», – рассказывает Таисия Кобелева.

Постепенно церковь начала бояться разоблачения, а техника, умеющая проецировать, стала называться волшебным фонарём. Фокусники почувствовали интерес к приборам и начали «дурить» обычных прохожих.

«Большой ажиотаж вызвало появление на улицах Парижа одного фокусника, который стал использовать этот приём. Но он объяснял происходящее не какими‑то мистическими свойствами, а честно говорил, что это всё наука. На стенах появлялись образы умерших, которые желали видеть зрители», – рассказывает старший научный сотрудник БГХМ Таисия Кобелева.

Фото: Илона Жукова

Сим-салабим, появись

После того как фокусник спрашивал у зала, кого люди хотят видеть, начиналось целое шоу. Пока внимание публики отвлекалось зельями и магическими возгласами, под полом помощник быстро делал набросок изображения. И проецировал его на стену. Действа дополняли раскатами грома, картина же целиком вызывала настоящий ужас.

Фото: Илона Жукова

Маленькие шаги к России

Русский эмигрант Эммануэль Пуаре, Каран д’Аш, получил известность не только благодаря своим карикатурам, но и участием в жизни театра теней «Ша Нуар».

«Именно благодаря Пуаре в «Ша Нуар» начали появляться художники. Он рисовал изображения, которые были первыми диапозитивными фильмами. В них достаточно статическая картинка, но за кадром могли читать текст», – отмечает Таисия.

Фото: Илона Жукова

Секрет Чебурашки

В Россию волшебный фонарь пришёл в начале 20 века, только тогда, когда его уже использовали повсеместно.

Кстати некоторые знаменитые мультфильмы, например, о Чебурашке, сначала вышли диафильмом, а только потом трансформировался в мультфильм. Нарисованный, а не кукольный Чебурашка заметно отличался от всем известного мультипликационного персонажа.

«Над одним диафильмом несколько месяцев работала целая команда людей. Сначала писали сценарий, который разбивали на кадры, и только после этого художники создавали около 50 рисунков. Оригиналы фотографировали, негативы сшивали. Было очень много ручной работы по предпечатной подготовке и обработке плёнки», – уточняет Таисия.

Фото: Илона Жукова

Диафильм и агитация

В советское время в России устраивали большие кинопоказы, причём публики было в разы больше, чем в церквях и «рюмочных». Интересен был ни столько сам диафильм, сколько механизмы получения картинки на стене: включение фонаря и смена пластинок.

«На какой‑то момент интерес к этому угас, и снова появился благодаря большевикам. Правда, в основном это были агитационные моменты», – отмечают в музее.

Использовали слайды и в учёбе, который был сродни интерактиву. Учителю нравилось, что у него был полноценный текст, в который можно было добавлять комментарии и картинки.

 

Диафильм и искусство

В главном художественном музее Белгородской области сохранились диафильмы, которые в 40-ые и 50-ые использовали в художественных школах. Большинство плёнок касается изобразительного искусства — как зарубежного, так и русского.

«Первые попытки демонстрировать изобразительное искусство с помощью диафильмов были не очень качественным. Графику вообще очень тяжело передавать на экране: тонкие линии уходят, цветопередача страдала. Со временем технологии изменились, и качество улучшилось», – утверждает лектор.

Фото: Илона Жукова

Диафильм и дети

Смотреть диафильмы – это особая форма общения с детьми, говорят в музее. В случае с мультфильмом родители детям не нужны вовсе, при этом во время просмотра диафильма ребёнок начинает думать, а родители в свою очередь комментируют происходящее для полного погружения.

По мнени сотрудников музея, просмотр диафильмов — это своего рода чтение книг, только ещё более активное. 

«Диафильм – это удивительный вид искусства, который не похож ни на кино, ни на книгу. Это особый жанр, который удивляет своей историей и возможностями», – отметила Таисия Кобелева.

 

 

Фото: Илона Жукова
Нашли опечатку в тексте?
Выделите ее и нажмите ctrl+enter
Авторы:Илона Жукова
Читайте также
Выбор редакции
Материал
Общество 17 апреля , 12:33
«Аисты возвращаются, значит они мои»: белгородка рассказала, что не прогоняла аистов из Томаровки
Материал
Общество 27 марта , 16:24
«На руках занёс Катюшу в больницу»: белгородец рассказал, как спас пятилетнюю девочку из Никольского
Материал
Общество 24 февраля , 13:21
Помочь человеку жить хорошо: как психологи помогают белгородцам прийти в себя после обстрелов