22 мая в приграничные сёла Грайворонского округа проникли диверсанты Вооружённых сил Украины. На следующий день Минобороны отчиталось о вытеснении боевиков из области. 24 мая «Открытый Белгород» посетил приграничные сёла, где почти двое суток шли бои, пообщался с местными жителями и подобрался вплотную к погранпункту, где обстрелы продолжаются до сих пор.
В Грайвороне глава местной администрации Геннадий Бондарев рассказал журналистам о последствиях нападения. Началось оно с массированного обстрела около 9.00 понедельника. Под него попали не только приграничные сёла, но и город Грайворон. Затем в округ вошли диверсанты на бронемашинах HMMWV и MaxxPro и начался стрелковый бой. У границы их прикрывали танки, атака также сопровождалась миномётными и артиллерийскими обстрелами.
Погибшего жителя звали Юрий Гаевой. Он состоял в территориальной самообороне. Когда началось нападение, Юрий попытался вывезти свою жену, но рядом с машиной взорвался снаряд, и он погиб на месте. Супруга тоже получила ранения, сейчас она находится в больнице.
Точно оценить объём ущерба имуществу грайворонцев пока не успели. В сёлах еще работают сапёры и ликвидируют установленные диверсантами мины. По предварительным оценкам Бондарева, в округе повреждены более 500 зданий. Число обстрелянных и угнанных машин еще неизвестно.
После беседы с Бондаревым журналисты сели в бронированный микроавтобус и поехали в сёла, где накануне велись бои с диверсантами. Первой остановкой стал Гора-Подол. Здесь российские военные и остановили боевиков. В селе остались окопы, откуда ВС РФ отстреливались от диверсантов. В это время из населённого пункта эвакуировали около 150 мирных жителей, некоторые уехали самостоятельно, но часть осталась в атакованных сёлах.
В первую очередь из сёл вывезли детей и стариков. Часть жителей, которые уезжали своим ходом, уже вернулись обратно. Местные рассказали, как им было страшно и что они никому не желают пережить подобное.
Затем мы отправились в Глотово. Посреди села ещё остались разбитые машины, которые ДРГ использовали для прикрытия. Здесь они захватили сельский клуб и заминировали подъезды к нему. Сельчане говорят, что еще долго не забудут прибывшие из Украины броневики у своих домов.
Местный житель Евгений Сотник столкнулся с боевиками лицом к лицу. При нападении он в первую очередь вывез в Грайворон жену с дочерью, но решил вернуться за документами и своим дядей. В селе его остановили диверсанты, отобрали телефон и заставили перекрыть дорогу своей машиной. Затем мужчину отпустили.
Больше всего разрушений пришлось на Козинку. Село находится ближе всего к границе. В нём уничтожены несколько частных домов и хозпостройки, а на обочинах дороги до сих пор стоит сгоревшая военная техника.
Одной из первых от нападения на регион пострадала Нина Перепечай. Утром 22 мая в ее двор попало сразу несколько снарядов, они уничтожили сарай возле дома. Сама пожилая женщина ранений не получила, она успела спрятаться в подвал, и находилась там, пока её не эвакуировали.
Рядом с Козинкой находится пограничный пункт «Грайворон». Через него диверсанты и проникли в Белгородскую область. На пути к границе прессу встретила надпись «Привiт з Бахмута!», оставленная на стене. Остановились журналисты у здания, где когда-то было кафе — в 500 метрах от погранпункта. Торговые постройки и дома здесь подверглись многочисленным обстрелам — в них выбиты окна, фасады осыпались от осколков, а искорёженная кровля разбросана по парковке.
Пробыть здесь подольше не удалось — не прошло и минуты, как в окрестностях упал снаряд из миномёта. Журналистам пришлось срочно уезжать оттуда, но никто из представителей прессы, к счастью, не пострадал.
В этих трёх селах еще продолжается разминирование, поэтому эвакуированных жителей не спешат возвращать домой. Произойдет это, как только региональные власти будут уверены в их безопасности. Расчистить территорию от боеприпасов планируют в ближайшие несколько дней.