

За каждым ярким спектаклем стоит не только режиссёрский замысел, но и труд десятков людей: актёров, музыкантов, художников, костюмеров, техников. Именно они создают тот неповторимый мир, который можно увидеть на сцене. Когда вы в последний раз были в театре? Чувствовали ли вы трепет перед началом представления, сопереживали ли героям на сцене? Белгородский музыкальный театр для детей и молодёжи можно назвать своеобразной машиной времени, однако он переносит не в прошлое или будущее, а в сказочные миры как и юных, так и взрослых зрителей. «Открытый Белгород» побывал по ту сторону кулис и узнал, как рождаются волшебные спектакли и какие сложности приходится преодолевать, чтобы радовать аудиторию новыми выступлениями.
История Белгородского музыкального театра для детей и молодёжи началась в 1991 году, и на протяжении тридцати лет белгородцы знали его как Детский музыкальный театр, ориентированный на младшее поколение. Театр является структурным подразделением Детской школы искусств № 1. Первоначально задуманный как факультатив для талантливых учеников, он со временем трансформировался в полноценный творческий коллектив с двумя труппами: детской и взрослой, однако несмотря на профессионализм актёров, режиссёров и других сотрудников, статус театра пока не имеет — театр считается частью школы искусств.
На ранних этапах своей деятельности взрослая труппа активно концертировала, выступая перед зрителями. Театр функционировал в антрепризном режиме: спектакли ставились на короткий срок, отыгрывались в течение месяца, а затем заменялись новыми постановками. Первой премьерой стал спектакль «Три поросёнка». А в 2022 году театр начал развиваться в направлении профессионального репертуарного театра.
Пандемия COVID-19 стала первым импульсом к реорганизации и развитию театра, а начало специальной военной операции — вторым. В этот период ворвался «переломный момент» — моноспектакль «Каштанка» по Чехову с музыкой Чайковского. Оркестр на сцене, один актёр во всех ролях — Владимир Кубриков, тогдашний режиссёр-постановщик из театра Щепкина. Получилась не просто детская сказка, а глубокий, взрослый взгляд на классику.
В 2023 году открылась малая сцена театра, ориентированная на подростковую и молодёжную аудиторию. Малая сцена — сердце экспериментов. Здесь родился жанр, который на тот момент не был представлен в городе — театральный сторителлинг, где актёры выступают не просто чтецами знакомых произведений, а создают живое обсуждение, детективное расследование судеб писателей и проникновение в тайны создания бессмертных творений. Идея пришла из желания реализовать «Пушкинскую карту» не формально, а по-настоящему полезно.
Вдохновение пришло на фестивале «Иллюзион» в Губкине на мастер-классе по сторителлингу. Директор театра Аннета Токова поделилась, что первый сторителлинг начался с Чехова — из любви к его личности. Тогда актёрами выступили заместитель директора (на тот момент А. Токова) и режиссёр Ольга Помазан. Опыт первого сторителлинга оказался успешным, и актёры театра вдохновившись «Чеховым», стали создавать свои постановки, а Ольга Помазан, будучи уже заместителем директора, курировала их, направляя в новом жанре. Одна из последних премьер малой сцены — сторителлинг по Салтыкову-Щедрину.
В 2024 году было принято решение об официальном переименовании в Музыкальный театр для детей и молодёжи, вызвавшее неоднозначную реакцию внутри коллектива, по словам директора.
Сейчас музыкальный театр отличает оригинальная сценография, красочные костюмы, высокое качество актёрского исполнения и профессиональная хореография. На сцене можно увидеть спектакли «Небесный тихоход», «Денискины рассказы», «Метель», «Алые паруса», «Синяя птица», «По щучьему велению, да на новый лад» и премьеру осени «Синдбад-мореход. Новые острова». По словам директора театра Аннеты Токовой, главной особенностью является музыкальная составляющая: все актёры исполняют вокальные партии вживую в сопровождении эстрадно-симфонического оркестра.
Особое внимание уделяется костюмам, создающимся в собственном швейном цехе под руководством главного художника. Как рассказал главный режиссёр Андрей Зотов, все костюмы делаются с особым трепетом и вниманием к деталям.
«В театре не работают, в театре служат» — эта фраза, сказанная директором, звучит как манифест. Особенно для руководства: график работы с девяти до шести здесь миф. На данный момент в музыкальном театре работают около 60 сотрудников, однако как признаётся Аннета Токова, это хоть и кажется большим числом, но мало для действительно продуктивной работы.
По словам директора, статус театра открыл бы новые горизонты для развития, позволил бы увеличить количество постановок, сделать их более качественными и зрелищными, улучшить условия труда сотрудников театра. Но и без него подход профессиональный, несмотря на обстоятельства. Получение статуса возможно, но это очень серьёзное решение, принимаемое органами муниципального или регионального управления: необходимо создание нового юридического лица и в идеале отдельное здание.
Раньше, чтобы заполнить зал, приходилось идти на крайности: сотрудники ездили по городу и искали организации, чтобы предложить купить билеты. Доходило до того, что за две недели до спектакля могло быть продано лишь 20 билетов из 220, приходилось звонить знакомым, родителям и родителям знакомых. Однако по словам руководителя музыкальной школы, поддержка была отовсюду: помогали близкие, различные ведомства, которые и сейчас освещают деятельность театра. Люди откликаются, аудитория растёт органично: часто зрители приходят с новогодних спектаклей — ищут, куда на Новый год сходить, и возвращаются на другие спектакли.
Спектакль «Алые паруса» стал первым «недетским» спектаклем в репертуаре, премьера которого состоялась 12 мая 2023 года с возрастным цензом 12+. Этот спектакль стал новым этапом в белгородском театре: именно с ним и поехали актёры на фестиваль «КЛАССИКА», выступив на московской сцене. Ранее театр выступал лишь по Белгородской области, например в Губкине. Прежде всего выбор площадок для выездных спектаклей зависит от технических возможностей, которые должны соответствовать требованиям постановок и обеспечивать возможность посадки оркестра.
Организаторы фестиваля отдали предпочтение этой постановке, хотя театром было представлено несколько работ, записанных на видео. Как отметил главный режиссёр театра Андрей Зотов, организаторы фестиваля выразили готовность пригласить театр и с другими спектаклями. Это первый столь масштабный выезд белгородского театра. Спектакль хоть и прошёл на непривычной концертной площадке, потребовав корректировок в декорациях, но в итоге был тепло принят зрителями.
По сюжету книги Александра Грина, спектакль противопоставляет светлый, мечтательный мир Ассоль и рассказанную ей легенду о волшебнике, исполняющем мечты, с серыми буднями и стереотипами жителей города. Однако, в оригинальном либретто — тексте музыкально-сценического произведения — драматургов М. Бартенева и А. Усачёва, эта конфронтация была выражена особенно остро, с возрастным цензом 16+. Поэтому режиссёру пришлось адаптировать сценарий, чтобы он не был столь радикальным для зрителей.
Одним из самых сложных для воплощения эпизодов стала сцена в таверне, где матросы с девушками выпивают и ведут себя развязно. Изначально эта сцена вызвала шок у актёров, привыкших играть сказочных персонажей.


Музыкальный театр порадовал зрителей новым спектаклем — «Синдбад-мореход. Новые острова». Премьера состоялась 10 октября, и спектакль уже официально добавлен в существующий репертуар театра.
По словам Татьяны, участие одного актёра в нескольких ролях в одном спектакле — распространённая практика, особенно в массовых танцевальных номерах. Если есть возможность быстро переодеться и грим несложный, то актёры вполне могут перевоплощаться в разных персонажей. В спектакле «Синдбад» эта практика применяется особенно активно — многие актёры задействованы сразу в двух-трёх ролях. Спектакль сам по себе очень сложен в физическом плане, так как требует постоянных переодеваний и танцев почти без перерыва.
Рассказывая о подготовке к роли, актриса отметила, что ей часто достаются персонажи близкие по духу. Изначально она читает литературный текст, анализирует свою героиню, а затем в процессе репетиций приходят новые открытия и находки. Работа над ролью — это постоянный процесс, который продолжается даже после премьеры спектакля, а режиссёр и коллеги по сцене могут помочь увидеть ситуацию под другим углом.


Иван отметил, что роль в спектакле — это всегда большая психофизическая работа, включающая в себя танец, быстрые передвижения по сцене, текст и вокал. Спектакль, по его словам, развивает выносливость, эмоциональное состояние и скорость действий. После таких представлений требуется время на восстановление, поскольку затрачивается большой ресурс энергии и сил.
Подготовка к каждому спектаклю происходит по-разному, но всегда начинается с анализа роли и работы над собой. Артист старается придерживаться базовых вещей, но иногда приходится отклоняться от внутреннего плана, так как роли бывают разные, эмоции и действия тоже. Важно понять, какого персонажа предстоит играть — похожего на себя или совершенно противоположного. Это внутренняя борьба, цель которой — найти истину, которая затронет зрителя.
Актёр отметил, что чаще всего ему достаются нейтральные персонажи, но отрицательные играть интереснее, так как у них обычно хорошо прописана «арка роли», позволяющая глубже понять мотивацию злодея. При этом ко всем ролям артист относится одинаково, стараясь найти в каждой «какое-то своё зерно», чтобы сыграть правильно.
Алексей рассказал, что практически постоянно предлагает свои идеи при подготовке к ролям. Например, в спектакле «Синдбад» он обратил внимание на то, что в пьесе мало приключенческих моментов, и предложил режиссёру поработать над боевыми сценами.
От необходимости вживаться в сложные, многогранные роли, требующие не только вокального мастерства, но и актёрской игры и пластики, до технических сложностей, театр сталкивается с множеством вызовов. Но именно благодаря этим трудностям рождается неповторимое волшебство. Ведь за каждым безупречно исполненным пассажем, за каждой деталью в костюмах и декорациях стоит самоотдача, любовь к искусству и вера в то, что оно способно изменить мир.












