Правительство Белгородской области утвердило основные направления долговой политики региона на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 года. Соответствующий документ опубликован на официальном сайте.
Согласно итогам реализации долговой политики, объём госдолга Белгородской области на 1 января 2024 года составил 31,57 млрд рублей, в том числе по государственным гарантиям региона — 741,4 млн рублей. По предварительной оценке, к 1 января 2025 года эта сумма увеличится до 34,27 млрд рублей, в том числе по государственным гарантиям — 6,2 млрд рублей. При этом отмечается, что удельный вес гарантийных обязательств в структуре долга уменьшился до 2%.
За 2014–2024 годы объём долга был снижен на 15,4 млрд рублей. В 2024 году государственные гарантии не предоставлялись. В 2015–2023 годах Белгородская область полностью отказалась от привлечения банковских кредитов. При этом в 2023 году у региона возникла необходимость в привлечении кредитных ресурсов в виде госконтрактов на оказание услуг по предоставлению кредита в размере 5 млрд рублей.
Структура госдолга Белгородской области выглядит следующим образом. В 2023 году расходы на государственные ценные бумаги составили 7,67 млрд рублей, в 2024 году — 2,26 млрд рублей. Кредиты кредитных организаций в в 2024 году составили 11,11 млрд рублей, по прогнозам в 2025 году сумма составит 20,82 млрд рублей, в 2026 году — 25,60 млрд рублей и в 2027 году — 26,59 млрд рублей. Кредиты из федерального бюджета в 2023 году были в сумме 23,15 млрд рублей, в 2024 году в виде 20,21 млрд рублей, при этом в 2025 и 2026 годах они должны уменьшиться до 18,05 млрд рублей и 14,66 млрд рублей соответственно. В 2027 году размер кредитов должен оставить 11,18 млрд рублей.
Объём госдолга Белгородской области в 2025 году составит 39,25 млрд рублей, в 2026 году — 40,39 млрд рублей, а в 2027 году — 37,78 млрд рублей.
Главным риском, влияющим на соблюдение условий долговой политики Белгородской области является неопределённость ожиданий налога на прибыль от основных налогоплательщиков — организаций горно-металлургического комплекса. Также на долговую политику влияет изменение налогового законодательства, которое ведёт к потерям доходов областного бюджета. Отмечается также, что сбалансированность регионального бюджета зависит от того, будут ли на федеральном уровне одобрены отдельные инициативы областного правительства. Предполагается, что их решение может повысить доход областного бюджета. Например, федеральное законодательство до сих пор ограничивает субъекты в праве самостоятельно устанавливать налог на прибыль для сельхозтоваропроизводителей, который зачисляется непосредственно в бюджет региона.
Также Белгородская область может столкнуться с риском увеличения суммы госдолга из-за поднятия процентной ставки, риском наступления гарантийного случая и риском использования кредитов коммерческих организаций, рыночные ставки которых превышают предельные значения ставок по кредитам для регионов.
Напомним, что по данным исследования экспертов «РИА Рейтинг» на февраль 2024 года, Белгородская область заняла первое место среди всех регионов Черноземья по объему государственного долга.