Учиться никогда не поздно. Этой фразой люди мотивируют друг друга проходить курсы повышения квалификации, получать второе высшее или же проходить вебинар для диплома международного уровня. Но бывают случаи, когда из-за самых разных жизненных обстоятельств люди не имеют дажек базового школьного образования. В этих ситуациях им помогают вечерние школы — учебные заведения, в которых каждый желающий может заполнить пробелы в образовании. Такая школа есть и в Белгороде. «Открытый Белгород» посетил школу № 14, где учат не детей, а взрослых.
История школы № 14 долгая. По словам директора учреждения, Валентины Егоровны Быкановой, в 1945 году в Белгороде были созданы вечерние школы, предназначенные для молодых людей не получивших образование из-за войны. Так до 1987 года в городе функционировали восемь школ, после же их объединили в две. В соответствии со своими уставами, учреждения меняли названия: были и школами рабочей молодёжи, и общеобразовательными вечерними сменными школами. В 2010 году две вечерние школы Белгорода решением горсовета решили ещё раз объединить в одну общеобразовательную школу № 14. Из двух директоров выбрали именно Валентину Егоровну. В 2012 году вышел новый федеральный закон № 273, в котором отсутствовали формулировки об обязательном функционировании вечерних школ.
Так в 2016 году появилась общеобразовательная школа № 14. Изменилось название, устав и другие документы, в которых упоминалась формулировка «вечерняя школа». При этом школа является полной правопреемницей всех вечерних школ Белгорода, построенных после Великой Отечественной войны.
Всего в школе учатся три класса: 10-й, 11-й и выпускной 12-й класс. Форма обучения очно-заочная, учебный процесс строится по удобному расписанию: ученики могут посещать занятия как в первую смену, с 9 утра, так и во вторую смену, которая начинается в 15:00. Такое расписание позволяет ученикам совмещать учёбу с работой и домашними обязанностями. Все дисциплины, которые изучают взрослые школьники, взяты из общих образовательных программ. График учёбы классический и практически не отличается от обычной школы: четыре четверти, каникулы, праздники. Контрольные работы сдаются по полугодиям. Здесь даже сохранилась вся внеурочка: ученики активно участвуют в конкурсах поэзии, собирают макулатуру, создают поделки и рисунки, изучают дополнительную литературу и беседуют с учителями в рамках разговоров о важном. Среди них есть призёры и победители всероссийских и региональных конкурсов, проектов и викторин. Классные часы проводятся в свободное от учёбы время по пятницам, а если обучающемуся необходима поддержка, то её он сможет получить в кабинете социального педагога или психолога.
Весной этого года школа выпустила 72 ученика, 26 из которых получили образование экстерном. Такая программа представляет собой самостоятельное обучение на дому с возможностью получить от учителей несколько консультаций в рамках подготовки к экзаменам. Чаще всего такую форму выбирают студенты СПО, которые решили получить аттестат за 11 классов. Они проходят промежуточную аттестацию на базе школы за один класс или же могут отучиться все три года и сдать ГИА наравне в другими школьниками. Самообразование также предоставляется тем, кто не закончил программу девяти классов. Такие ребята сдают пропущенные дисциплины, после чего уже имеют право поступить в 10 класс.
Второгодников в школе не было, но условно переведённые встречались пару лет назад — это были обучающиеся, которые не смогли сдать один или несколько предметов. В таких случаях преподаватели позволяют перейти школьникам на следующий учебный год и всё-таки сдать контрольные точки по дисциплинам.
По словам Валентины Егоровны, обучающиеся выбирают после выпуска разные учебные заведения Белгорода и других регионов: ребята поступали и в Воронежское лётное училище, Курский медицинский университет, военно-медицинские академии. Среди отличившихся — братья Голубоцкие, которые выпустились в 2009 году, поступили в военное училище, а позже были замечены на службе президентском полку.
Среди выпускников прошлых лет есть также участники СВО. Двое из них погибли. Закадычные друзья Максим и Дмитрий ушли добровольцами на фронт в 2022 году, в самом начале спецоперации. В память о них в одном из классов создали парту героя за столом, где молодые люди всегда сидели вместе на занятиях.
Все обучающиеся имеют собственные жизненные перипетии и проблемы, из-за которых они не смогли получить образование «вовремя». По словам Валентины Егоровны, эти проблемы сопровождают человека всю его жизнь, пока он не осознаёт потребность в получении аттестата. Большинство учеников — взрослые люди, с работой, домашними и семейными обязанностями, однако каждый из них нашёл время для пополнения багажа знаний ради своего светлого будущего.
По словам Валентины Егоровны, причины, из-за которых взрослые люди бросили в своё время учёбу, бывают разыми. Иногда это отсутствие должного контроля со стороны родителей, а иногда сложные жизненные обстоятельства. Часто молодые люди оставляют учёбу из-за материальных трудностей и уходят работать, становясь финансовой опорой для членов семьи.
Есть и молодые люди, которые состоят на профилактическом учёте. На данный момент в школе обучаются четыре таких несовершеннолетних ученика. По словам Валентины Егоровны, это сложные дети, работа с ними ведётся совместно с полицией.
Несмотря на то, что в жизни учеников происходили разные события, в этой школе они объединены одной целью — завершить обучение и построить доброе светлое будущее. «Открытый Белгород» также пообщался с ученицами школы № 14 и узнал, как они пришли к знаниям и каковы их дальнейшие планы.
Анастасия (имя изменено), 23 года
Я не закончила полностью школьное образование и решила спустя какое-то время вернуться в десятый класс. Сама я из Московской области, переехала сюда пять лет назад по семейным обстоятельствам. Находила только колледжи, но потом по знакомству нашла эту вечерню школу. Могу сказать, что учителя у нас — самые лучшие. А директриса у нас ещё лучше! Все учителя компетентные, всегда помогают и отвечают на вопросы, если они есть. Сейчас я в одиннадцатом классе, пока не планировала, что буду делать после выпуска.
Светлана (имя изменено), 43 года
В своё время после девятого класса я поступила в училище на повара-кондитера. Проучилась год и поняла, что хочу стать мамой. У меня родился один сыночек, а через три года — второй. Моему старшему сыну сейчас 26 лет, а младшему — 23 года. Так получилось, что мой старший сын пошёл после девятого класса учиться в колледж, но потом не нашёл себя в выбранной профессии и пришёл в эту школу. Приходил домой всегда радостным, рассказывая, как здесь классно. Он говорил, что его наконец-то понимают, не хотят обидеть или унизить — если он что-то не понимает, ему просто всё объясняют. К сорока годам я поняла, что у меня есть только аттестат девятого класса и что так не пойдёт — нужно как-то закрывать свои гештальты. Поэтому летом этого года я попросила сына сходить со мной в эту школу, чтобы подать документы на поступление. Так интересно получилось: сначала я его сюда привела, а потом — он меня. Валентина Егоровна приняла меня без вопросов про возраст. Теперь я каждый день с удовольствием хожу в школу. Чувство, будто я что-то недополучила, постепенно проходит. Мне нравятся все учителя, с ними можно пообщаться, по-человечески поговорить на перемене. Я прихожу и в первую, и во вторую смену. Также я приняла участие в конкурсе поэзии со стихотворениями Пушкина. Я не ожидала, что стану победителем. Пришла домой и рассказала всем об этом: «Смотрите, у меня грамота!». Мне здесь нравится, а на кого я пойду учиться дальше, я уже определилась. Я хочу стать детским психологом, потому что очень люблю детей. считаю, что наша школа № 14 — отличный старт. Хоть Валентина Егоровна не любит, когда её хвалят, я всё же скажу, что то, как она сплотила коллектив, заслуживает отдельного внимания. Здесь коллектив дышит одним воздухом, а ведь это самое важное. Учителя все дружные. Здесь как дома!