КВН мне нравится. Я считаю, что эта игра позволяет студенческой молодёжи утвердиться в жизни, почувствовать уверенность в общении с другими людьми. Это хорошая такая школа.
Любое творчество, хоть вокал, хоть танцы, помогает человеку научиться выступать перед людьми. Вы же будущие руководители, вам придётся постоянно общаться с большим количеством людей. В этом вопросе нельзя тушеваться. Надо быть активными, убедительными и уверенными в себе людьми. Творчество позволяет это сделать, как и спорт.
Стремление к достижению целей помогает в дальнейшем в жизни быть лидером.
Я учился в Московском автомобильно-дорожном институте, и там все были помешаны на автомобильном спорте. Мне тоже он нравился, это было такое практическое применение тех моих знаний. Хотя он в дальнейшем помог мне в становлении как руководителя различных подразделений.
Я начинал с инженера проектного бюро. Выбрал это, потому что мне нравилась наука, любил разрабатывать что‑то, чертить, проектировать. До сих пор ещё есть запроектированные и построенные по моим проектам объекты в Белгородской области.
В дальнейшем, когда стал главным инженером, начальником, там уже помогали дальше двигаться полученные в спорте качества: смелость, напористость, воля и стремление к победе. А знания — это основа. Только если ты знаешь что‑то, можешь выделиться из всех остальных.
Добровольчество, как и творчество, позволяет воспитать в человеке способность к коммуникациям в обществе. Волонтёрство — занятие, которое учит человека решать задачи, например, искать деньги на реализацию проекта.
В нашем вузе волонтёрские книжки влияют на стипендии студентов. Молодёжь может получить повышенную стипендию за счёт именно волонтёрской деятельности. Но мы стараемся и платных студентов поддерживать — они тоже получают стипендию, в том числе и за добровольчество. Не говоря уже о других наградах: грамотах, призах, разных поездках от профсоюза и студенческого самоуправления.
У нас ежегодно на стажировки уезжают больше сотни человек. А вариантов — масса. Необязательно ехать от вуза: есть всевозможные стипендии на обучение за рубежом на семестр, два, три.
Я приветствую, когда наши студенты выезжают и учатся в других университетах, проходят стажировки. Они получают дополнительный опыт. Необязательно даже за рубежом, можно и в другом вузе в России. Но я за то, чтобы они обязательно возвращались назад.
Когда‑то мне дедушка говорил: «Где родился, там и пригодился». Здесь тебе будут помогать, как спортсмену родные стены. Здесь у тебя друзья, родственники, люди, с которыми ты учился. Вы намного быстрее сможете создать сообщество, поможете друг другу продвинуться, организуете предприятия. Всё, что угодно, можно сделать и очень неплохо даже жить. Тем более, в нашей Белгородской области для этого всё имеется.
Мы стараемся воплощать наработки студентов в жизнь. То, что мы видим в университете, это разработки кафедр, преподавателей и студентов. Весь вуз построен и спроектирован когда‑то нынешними преподавателями и их предшественниками. Вот проректор по культурно-воспитательной и социальной работе Ирина Авилова в своё время тоже Студенческий дворец культуры достраивала.
Но я бы хотел, чтобы вообще любые студенческие работы, курсовые и дипломные, начиная от архитекторов и заканчивая айтишниками, не ложились потом на полочку. Думаю, со временем мы поставим вопрос так, чтобы диплом студент получал после того, как его проект реализован. Вот тогда мы будем готовить высококлассных специалистов.
Кстати, мост по улице Ватутина у Пушкинской библиотеки — это дипломная работа нашей студентки, которая заняла первое место на европейском конкурсе дипломных студенческих работ. Владимирский комплекс тоже был работой студентов, занявшей на всероссийском конкурсе одно из призовых мест.
Мне нравятся слова Черчилля: «Успех — это умение двигаться от неудачи к неудаче, не теряя энтузиазма». В конце концов будет победа.
У меня в этом году так было: выезжал на соревнования, в итоге остался буквально в шаге от подиума. Занял четвёртое место. Обидно, но что ж, будем добиваться того, чтобы в следующий раз на него подняться.
Одного человека, на которого бы я равнялся в молодости, не было. В моё время все были влюблены в Юрия Гагарина. Думаю, каждый человек моего возраста это скажет. Космонавты были для нас идеалами.
Когда я пришёл в городскую администрацию и возглавил транспортный отдел, Георгий Голиков задал мне вопрос: чем бы я хотел заниматься в дальнейшем? Я ему сказал, что моя мечта — быть проректором в «Технологе».
Здесь собраны лучшие люди Белгородчины: хоть взять студенчество, хоть преподавателей, хоть просто работников. Общение с ними уже доставляет удовольствие.
О ректорстве я как‑то даже не мечтал. Но в процессе продуктивной, честной и активной работы коллектив меня заметил и выдвинул в 2010 году. Для меня это было неожиданно. Мне нравилась работа проректора и целенаправленно я к ректорству не шёл. Но плох тот солдат, который не хочет стать генералом.