Мэр Белгорода Антон Иванов предложил разместить на Соборной площади волейбольную площадку. На ней в центре города планируют устраивать турниры по летним видам спорта: пляжный волейбол, бадминтон, фрисби. Для спортсменов оборудуют площадку, душевые, раздевалки. Про зрителей тоже не забудут, на месте появятся трибуны и прожектора.
Но основная цель спортивного объекта — провести на ней чемпионат России по пляжному волейболу, который пройдёт в Белгороде в августе этого года. Директор ВК «Белогорье» Сергей Тетюхин сразу же поддержал инициативу такой постройки. По его словам, это распространённая практика в европейских странах, где жители в любое время суток могут прийти и поиграть в волейбол.
«Мне приятно, что большинство из участников опроса по поводу таких площадок в Белгороде проголосовало за их установку. Я думаю, что это очень круто, и надеюсь, что это сбудется»,
— поделился олимпийский чемпион Сергей Тетюхин.
Однако же некоторые белгородцы выступают против появления подобного места на городской площади, например, 67% читателей «Открытого Белгорода» проголосовали против.
Поэтому мы решили узнать мнение урбанистов и местных активистов об установке волейбольной площадки, а также мысли белгородцев по поводу рациональной организации городского пространства и его функций в целом.
Белгородский урбанист собрал основные доводы горожан, которыми они аргументируют отрицательную позицию по установке волейбольной площадки. Титов выделил несколько претензий горожан: играм не место рядом с «Вечным огнём», несоблюдением правил безопасности (мяч может улететь в проезжающий автомобиль), эстетическая функция (это попросту некрасиво), финансовая сторона (деньги можно потратить и на другие проекты).
В целом белгородский урбанист считает саму затею смелой, но не совсем продуманной. По его мнению, волейбольную площадку лучше установить на пляже за спортивным комплексом Светланы Хоркиной.
В качестве альтернативы Титов предложил установить на площади «большие мобильные вазоны для полноразмерных деревьев, которые при необходимости можно вывезти, расставить уличную мебель: стулья и столики. Дать возможность уличным артистам выступать на площади, как это сделано в Праге».
Есть белгородцы, которые вообще против любых изменений на Соборной площади. Они считают, что в центре культурного наследия и так всё хорошо. С таким мнением Титов соглашается, — трогать центр не обязательно, но если есть свободное пространство, то его можно рационально использовать.
Среди тех, кто не согласен с размещением площадки есть и основатель урбанистической группы «Пешеходный Белгород» Геннадий Гребенников. По его мнению, спортивная площадка неуместна на площади, так как функционально не сочетается с окружением и будет диссонировать с ним. Поэтому у горожан и вызывает отторжение такая инициатива.
Геннадий Гребенников подержал идеи Владимира Титова, считая, что лучшим вариантом избежать дисгармонии будет усиление культурной и рекреационной функции, установив на этом месте мобильное озеленение, а в качестве развлечений привлечь на площадь музыкантов и артистов.
В целом урбанист считает, если раньше другие города могли даже взять в чём-то пример и перенять некоторые белгородские идеи, то сейчас Белгород сдал лидерские позиции.
— Некоторый опыт вполне успешно переняли из Москвы и европейских стран и начали внедрять в нашем городе. Например, в сфере озеленения, но новой команде такой подход оказался не по душе, весь подготовительный и начальный этапы большого дела пошли насмарку. То же самое и с реформой общественного транспорта, — высказался Гребенников.
Урбанист посоветовал принимающим решение по благоустройству брать пример со своих предшественников, которые изучали успешный опыт, анализировали его, внедряли, и что самое важное — корректировали замыслы по ходу реализации.
В числе тех, кто не разделяет новый проект и советник заместителя губернатора Белгородской области по велоинфраструктуре. Константин Кошкин считает, что в процессе сценарной и архитектурной проработки, историческая и монументальная функция площади не должна исчезнуть.
По мнению белгородца, центр города нуждается в функциональном переформатировании и реновации, как это происходит во всём мире. Но вопрос в том, чем это пространство нужно наполнять.
— Узкоспециализированный объект привлечет к себе только узкую аудиторию и приведет лишь к замене одной функции на другую. К тому же, не стоит забывать о световом и визуальном мусоре (привет двум «лопухам»-экранам). Современное информационное поле дает широчайшие возможности для поиска референсов и источников вдохновения, — объясняет Константин.
В качестве примера Константин Кошкин посоветовал обратить внимание на лучшие мировые практики: территории Эммена (Нидерланды) , Инсбрука (Австрия), Тираны (Албания), Чаттануги (США), Копенгагена, Стамбула, Бильбао (Испания). В эти места хочется просто приходить и быть там, — считает урбанист.
Но есть и противоположное мнение, в пример белгородцам презентовали Орёл, в котором уже был такой проект. Там жители изначально тоже критически восприняли идею волейбольных игр в центре города, — рассказывает Виктория Литвин, экс-глава белгородского отделения фонда «Городские проекты Ильи Варламова и Максима Каца».
Но в итоге, с появлением площадки она оказалась востребованной, а противников идеи стало меньше.
Но перед реализацией проектировщикам нужно учесть несколько факторов, предупреждает белгородка: «Нужно сделать там тень. Во-вторых, нужно хорошо подумать в какой именно части площади поставить площадку, чтобы не перекрыть дорогу пешеходам. В-третьих, нужно проводить там какие-то соревнования и т.п., чтобы привлекать людей. И, конечно, важно сделать качественно, чтобы мяч не мог вылететь за пределы конструкции».