Реквием по белгородскому троллейбусу

2 июня , 21:32ГородФото: Алексей Корнев, Открытый Белгород

«Верните нам наше предприятие!», «Дайте возможность доказать нашу самоокупаемость!» — эти и другие возгласы звучали на встрече сотрудников белгородского троллейбусного парка с представителями власти, однако последние твердо стояли на своем — предприятие должно быть закрыто.

1 июня в сети появилась информация о том, что белгородские троллейбусы перестанут курсировать по маршрутам города. Новость моментально дала резонанс и уже на следующий день на территории троллейбусного парка состоялась встреча сотрудников предприятия с генеральным директором ЕТК Александром Дударенко и первым заместителем главы администрации Белгорода Василием Голиковым. 

На встрече водители и технический персонал приводили множество доводов в пользу сохранения своих рабочих мест. Фразы звучали разные: от уверенного «Мы докажем свою самоокупаемость» до отчаянного «Оставьте наше предприятие!».

Однако представители власти четко дали понять — обратной дороги нет, решение принято.  Замглавы администрации города объяснил, что для того, чтобы обеспечивать экономические расходы электротранспорта, приходится сокращать финансирование соцпрограмм, проектов благоустройства детских садов и школ. А в таких вопросах, как минимум, нужно расставлять приоритеты.

«Была бы эта транспортная система единственная в городе — вопросов нет, но когда есть другая, более выгодная с экономической точки зрения автобусная сеть с налаженной инфраструктурой, медицинским обслуживанием водителей и прочим, то выбор очевиден»,
отметил Голиков.

Заммэра также сообщил, что на территории парка всё, начиная от дорог и заканчивая состоянием гаражей, находится в плачевном состоянии. Тоже самое можно сказать и о контактной сети на троллейбусных маршрутах. По оценкам экспертов, чтобы привести сеть в состояние, прежде всего, отвечающее требованиям безопасности как пассажиров, так и персонала, нужно потратить от 1,5  до 2 миллиардов рублей. 

«Если сравнивать троллейбусную сеть с существующей автобусной, то во втором случае таких капитальных вложений не требуется»,
подчеркнул первый заместитель мэра Белгорода.

Но и нынешний директор ЕТК Александр Дударенко согласен с нерентабельностью троллейбусного парка: на работу 23 из 38 троллейбусов по трем маршрутам в 2021 предприятие получило 103 млн рублей. А за год три маршрута перевезли 2,9 млн человек.

Интересно и то, что демонтаж контактной сети обойдется казне в немалую сумму, которую чиновники пока даже затрудняются назвать. По словам Дударенко, демонтаж коммуникаций можно завершить уже к концу лета. 

Троллейбусы перестанут ходить с 1 июля. Всем работникам предложили вакантные должности в ЕТК при условии имеющейся квалификации. Сейчас трудоустроиться смогут 40% сотрудников троллейбусного парка, остальным 60% придётся проходить переобучение на категорию D, если они захотят остаться работать в ЕТК. Сейчас в организации открыты вакансии для 120 водителей.

С теми же, кто не захочет переводиться, или не захочет получать другую категорию прав, трудовой договор расторгнут 30 августа с последующей выплатой по сокращению. 

«Мы постараемся предложить вакансии абсолютно всем сотрудникам троллейбусного парка. Все открытые должности в ЕТК мы постараемся закрыть. У каждого сотрудника есть выбор, как ему поступить в дальнейшем»,
прокомментировал гендиректор белгородского ЕТК Александр Дударенко.

Но многие водители в один голос заявили, что хотят быть именно водителями троллейбусов, а не кем-то еще. Кто-то из них в профессии совсем недавно, а кто-то отдал белгородскому электротранспорту уже не один десяток лет. Недовольные сотрудники предложили свой вариант развития событий - самостоятельно обеспечивать троллейбусный парк.

«Дайте нам доработать до конца этого года. Дайте нам доказать вам, что мы можем приносить деньги. Люди любят троллейбусы. Поставьте нас на самоокупаемость, и мы посмотрим на результаты»,
высказались водители троллейбусов.

Следующий раунд переговоров с сотрудниками депо чиновники решили провести на следующей неделе, 7 июня, где попытаются убедить несогласных экономическим анализом нецелесообразности сохранения троллейбусного парка.

«Чтобы подобное решение принять, мы проведем для вас подробный экономический анализ во вторник. Там мы оценим денежный поток, который вы приносите, и который идет в расходную часть. Вы увидите, что результаты будут неудовлетворительные»,
ответил водителям Василий Голиков.

Тем не менее, электротранспорт с отказом от троллейбусов не уйдет: в ближайшее время в городе снова начнут присматриваться электробусам. В конце прошлого года ЕТК провела тестирование одного из таких на улицах города. Водителей заверили, что у программы в Белгороде есть будущее, как и у них самих.

«Будет еще этап электробусов. Там тоже дорогостоящая инфраструктура, однако не на столько, как мы имеем сейчас. Стоимость электробусов кратно снижается по отношению к развитию технологий. Стратегически город выиграет от того, что мы, к сожалению, вынуждены уйти от того, что имеем сейчас»,
отметил Голиков.
Авторы:Алексей Корнев