16 апреля в Октябрьском районном суде прошло очередное слушание по делу Эдуарда Андросова, бывшего директора цемзавода, обвиняемого в даче взятки, и экс-руководителя регионального ЦЛАТИ Елены Алёниной, обвиняемой в посредничестве при передаче взятки.
В рамках заседания гособвинитель опросил ключевого свидетеля по делу — и. о. руководителя Росприроднадзора по Белгородской области Алексея Каторгина. Именно он должен был передать полумиллионную взятку от экс-директора цемзавода руководителю ЦЧУ Росприроднадзора Алексею Карякину, как утверждал ранее в суде Андросов. Взятка должна была минимизировать последствия 29 выявленных в ходе проверки нарушений в работе завода.
Каторгин рассказал суду, как познакомился с Алёниной, кто первый предложил взятку и как, по его версии, всё обстояло в день передачи взятки и за день до неё.
По словам Каторгина, личной неприязни к Алёниной и Андросову у него нет. С Алёниной знаком с 2019 года — их связывают рабочие отношения. В начале октября Каторгин отдыхал в кругу друзей, в том числе и с Алёниной, в одном из белгородских заведений, тогда от последней и поступило предложение свидетелю о взятке.
Свидетель пояснил, что Росприроднадзор пришёл с внеплановой проверкой к цемзаводу, потому что от белгородцев были неоднократно зафиксированы обращения по поводу негативных выбросов предприятия. Исследования воздуха и показателей завода проводил воронежский ЦЛАТИ, чтобы избежать заинтересованности, так как с белгородским филиалом лаборатории у предприятия был заключён договор.
Спустя некоторое время, Каторгин пересёкся с Алёниной по рабочим вопросам и заодно рассказал ей о результатах проверки цемзавода. По его словам, он пояснил Алёниной, что показатели действительно завышены, и это может повлечь за собой приостановление работы предприятия. При этом, Каторгин заявил Алёниной о намерении поехать в Воронеж на разговор к руководителю ЦЧУ Росприроднадзора Алексею Карякину по поводу проверки на цемзаводе и в ходе беседы может озвучить ему предложение Андросова.
Далее Каторгин и Андросов уже познакомились лично в управлении Росприроднадзора. Показания Каторгина сошлись с показаниями Андросова. Свидетель помнит и предложение Андросова разделить пополам отдачу полумиллионной «оплаты» за октябрьскую, а также январскую проверки цемзавода Росприроднадзором, и реакцию Андросова на предстоящую январскую проверку фразой, что он «не дойная корова».
Алёнина тоже присутствовала в момент знакомства Андросова и Каторгина. Экс-руководитель белгородского ЦЛАТИ обозначила Андросову, что у экс-директора цемзавода есть неделя, чтобы собрать деньги. Между тем, Каторгин в течение месяца не сообщал своему руководителю Алексею Карякину о планах Андросова передать взятку, потому что «боялся, как он воспримет, ведь таких ситуаций никогда не было».
За день до передачи взятки — 29 ноября, Каторгин рассказал о сложившейся ситуации супруге. Именно она и посоветовала свидетелю обратиться в правоохранительные органы и рассказать всё Карякину. Также по словам Каторгина, он ранее не сообщал органам о предстоящем факте взятки, так как не был уверен, действительно ли Андросов передаст взятку, не откажется ли экс-директор предприятия от своего же предложения.
На следующий день, 30 ноября, Каторгин, по его словам, поехал в ФСБ и сообщил о предстоящем факте взятки. Около 17.00 заместителю руководителя Росприроднадзора Андросов отправил СМС, где сообщил, что хочет встретиться. Андросов и Каторгин встретились в машине последнего, где и произошла передача 500 тысяч рублей.
Обвиняемая в посредничестве передачи взятки Алёнина не смогла без эмоций слушать показания Каторгина. Алёнина шёпотом обсуждала слова свидетеля со своим адвокатом, моментами использовала нецензурную брань, которую слышали как прокурор, так и судья.
В ходе заседания судья делал два раза замечания Алёниной — первое замечание от судьи поступило в адрес подсудимой за то, что она слишком громко вела обсуждение с адвокатом, тем самым сбивая свидетеля, во второй раз судья пригрозил Алёниной удалением из зала суда, а гособвинитель сделала замечание подсудимой по поводу нецензурных выражений.
Позже Алёнина и её защита всё же смогли задать уточняющие вопросы Каторгину. Алёнина не согласилась с некоторыми показаниями свидетеля, а Каторгин был готов поклясться тремя детьми в доказательство того, что говорит правду.
Алёнина: Ни для кого не секрет, что Росприроднадзор в Белгородской области не гнушается поборами с предприятий. Было ли такое, что я пришла к вам с готовой цифрой?
Каторгин: Да, Ваша честь, она мне сказала, что Андросов готов дать 500 тысяч рублей, на что я сказал «нет».
Алёнина: Как я могу сказать, что это неправда?
Адвокат Алёниной: Было ли такое, что вы озвучили Алёниной сумму взятки в 1 млн рублей?
Каторгин: Ваша честь, я говорю правду. У меня вот трое детей, я могу поклясться ими, что такого не было! Такой не было суммы!
Отметим, что в суде должен был давать показатель ещё один свидетель по делу — сам руководитель ЦЧУ Росприроднадзора. Однако Карякин не смог приехать в Белгород для дачи показаний из-за «оперативной обстановки в Белгороде». В связи с этим его показания зачитал прокурор.
Напомним, на прошлом судебном заседании экс-директор цемзавода давал показания в суде. Андросов рассказал, что боялся закрытия завода на 90 суток из-за предписаний по выявленным нарушениям, в связи с чем сотрудники могут остаться на три месяца без работы в «такое непростое для Белгородской области время».
Эдуарда Андросова задержали 30 ноября 2023 года по подозрению в даче взятки сотруднику Росприроднадзора. На гендиректора возбудили уголовное дело и посадили под домашний арест на время расследования.
Следующее заседание по делу Андросова и Алёниной состоится 27 апреля.