«Открытый Белгород» из собственных источников узнал детали расследования мошеннической схемы одной из глав крестьянско-фермерских хозяйств региона и её сообщников.
В мае 2022 года сотрудники одного из силовых ведомств выявили незаконный вывод денежных средств, выделенных предпринимателю из Чернянского района в качестве гранта по федеральному проекту «Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации». По данным ведомства, у фермера есть небольшой бизнес в сфере сельского хозяйства в Чернянском районе. При этом, у агрария сложилась не очень хорошая репутация: односельчане, по словам правоохранителей, считают главу КФХ недобропорядочным, и работодателем, который задерживает зарплату рабочим и привлекает к труду нелегальных мигрантов. Однако это не мешало овощеводу принимать участие в программах для поддержки бизнеса, в том числе в федеральных проектах. Так для развития дела глава КФХ получил федеральный грант на строительство теплицы площадью около 4 100 кв. м. для выращивания овощей и фруктов.
Изначально фермер собирался законно построить теплицу и получить средства гранта, для чего привлекла одну строительную организацию. Договор с застройщиком был оформлен на срок с мая 2022 года по сентябрь 2024 года на 10 млн рублей. Однако на начальном этапе строительства возник один нюанс — отсутствовал конкретный план постройки. Тогда фермер стал самостоятельно руководить работами по приблизительному плану строительства теплицы, не уделив внимания созданию проектно-сметной документации. Стройка велась по неточным чертежам, которые предусматривали заливку бетона и армирование — получался объект капитального строительства. Строительная организация, в свою очередь, страдала из-за задержек в поставке материалов, которые осуществлялись третьей организацией с переменным успехом — из-за оперативной обстановки нарушались логистические цепочки.
После начала строительства между фермером и организацией возникли разногласия о строительстве конструкции и её удорожания. Так был заключён вторичный контракт на 18 млн рублей, соответствующий объёму выполненных работ. Фермер отдала строителям аванс в размере 4 млн 100 тыс. рублей на закупку материалов для закладки фундамента и металлоконструкций для каркаса теплицы. Застройщик выполнил работы и приготовился натягивать плёнку, однако заказчик посчитала нецелесообразным натягивать плёнку в осенне-зимний период и приостановила работы. Когда застройщик обратился к ней за оплатой выполненных работ, фермер заявила, что им необходимо выходить на условия гранта, так как «живых» денег у неё на данный момент нет.
Когда фермер попросил составить смету, застройщик выполнил просьбу, предоставив проект, расчёт и другие необходимые документы. Овощевод собрал документацию и предоставил в управлению федерального казначейства. В ведомстве фермеру сообщили, что теплица является объектом капитального строительства, а это значит, что для постройки нужно было получить разрешение у администрации. Однако выслушав доводы казначейства, фермер не стал идти в администрацию, по всей видимости, испугавшись штрафа: за нарушение строительного законодательства грозило немалое денежное взыскание.
Тогда аграрий попросил застройщика сделать вид, что построенная теплица — не объект капитального строительства, а сезонная конструкция, которую можно разобрать, и так они смогут передать документацию УФК и освоить деньги гранта. По условиям гранта, фермер должен была оплатить своими средствами половину суммы, предназначенной для возведения теплицы — 28 млн рублей, а остальные 50% предпринимателю компенсировало бы государство после того, как денежные средства поступили на счёт строительной организации. Для получения средств предоставлялись акт о приёмке выполненных работ и справка о затратах. Итоговая сумма гранта составляла 56-58 млн рублей для всей теплицы с закупкой оборудования.
Однако застройщик уведомил главу фермерского хозяйства о том, что закупил бетон, арматуру, выполнил работы и отразил всё это в отчётном документе в налоговой, а значит по документам он никак не мог построить сезонную конструкцию.
С этого момента между фермером и застройщиком начались споры: овощевод требовал завершения строительства теплицы, а подрядчик — выплаты денежных средств за выполненные работы. Предположительно, у предпринимателя всё-таки были деньги, он просто не хотела платить, рассчитывая на больший взнос от государства. Кроме того, есть версия, что фермер специально завысил цену теплицы, чтобы получить больше денежных средств по гранту.
Не договорившись с первым подрядчиком, предприниматель решил привлечь знакомую организацию, которая уже занималась строительством нескольких объектов на территории хозяйства. Новый застройщик разработал новую смету для строительства сезонной конструкции со специально увеличенной до 27 млн рублей стоимостью объекта. Так сообщники могли вывести как можно больше средств из бюджета. Вместе они закрыли акты о выполненных работах и их стоимости.
Далее фермер перечислил организации 50% от стоимости закупки — почти 14 млн рублей. По гранту аграрию выплатили порядка 13,5 млн рублей. Денежные средства прошли через организацию застройщика якобы в счёт заработной платы. Часть перечисленных средств застройщик потратил на закупку оборудования для теплицы, хотя фактически не имел к строительству объекта никакого отношения, а порядка 3 млн рублей оставил себе. Сам фермер получил около 10 млн рублей. Часть из денег ушли на счета родных и сотрудников предпринимателя, а другую часть чернянский фермер обналичил через организацию своего сына.
Таким образом глава фермерского хозяйства незаконно вывел на личный счёт деньги, выделенные в рамках федерального проекта. Теперь фермеру и его сообщникам грозит до 10 лет лишения свободы по статье «Мошенничество».