Новая выставка «Метафизика символов» в музее-мастерской Станислава Косенкова открылась 8 февраля. В экспозиции представлено около 30 станковых работ известного белгородского художника-графиста. Необычное название как нельзя лучше раскрывает содержание работ Косенкова.
«Как известно, в самом простом понимании метафизика ─ это отклонение от реальности, своеобразная загадка, волшебство, которое интересно и наблюдать, и расшифровывать. Говоря языком символов, художник раскрывает свой богатый внутренний мир», ─ рассказывает о выборе названия для выставки вдова знаменитого белгородского творца Анна Косенковой.
На конкретном примере творчества белгородского художника сотрудники музея предлагают приобщиться к феномену искусства ХХ века, которое само по себе является символом, отражающим психологическое состояние современного мира. Для иллюстрации природы и характера использования символов Косенковым, отобраны наиболее загадочные, таинственные образы деревьев, которые неоднократно повторяются во многих работах художника.
Многообразие символов, спрятанных в каждой картине, заставит надолго задуматься не одного наблюдателя. Каждый раз рисунок открывается с новой стороны, и прежде незамеченные взглядом детали привносят в понимание картины совершенно новый смысл. Эта выставка – настоящая находка для любителей шифров, кодов и тайных посланий, заложенных в произведение искусства. В экспозицию выставки включены станковые рисунки-иллюстрации к поэзии воронежского поэта Алексея Прасолова, работы из циклов «Чернобыль России – деревня», «Детство», «Память».
С помощью, на первый взгляд, незначительных деталей художник рассказывает о жизни, о том, что его волнует, беспокоит или радует. После недолгого изучения работ хаос из, казалось бы, совершенно не связанных друг с другом вещей вдруг складывается в единую картину, где ясно прослеживается мысль автора, который предстаёт перед нами исследователем первоначальной природы реальности, мира и бытия.
«Меланхолия» немецкого художника Альбрехта Дюрера — резцовая гравюра на меди, законченная в 1514 году. Это одна из наиболее таинственных работ Дюрера, выделяющаяся сложностью и неочевидностью идеи, яркостью символов и аллегорий. Хаотично разбросанные вещи – символы, магический квадрат и множество трактовок значения работы Дюрера, которые до сих пор тревожат умы искусствоведов и простых обывателей.
Жемчужиной белгородской выставки стала работа Косенкова с аналогичным названием. Косенковская «Меланхолия» или как ещё называют эту гравюру «Дверь в будущее» художник создал в числе последних перед уходом из жизни. «Меланхолии» Дюрера и Косенкова, несмотря на одинаковое название, несут до потомков разные мысли. Как известно, немецкий художник в своей работе стремился показать наступление конца света, Косенков же попытался изобразить грань между двумя мирами.
«Работа Станислава Степановича как бы разделяется на два плана. И передний план – это тот ад, который испытывал художник в предчувствии своего скорого ухода из жизни. Дверь – частый символ косенковских гравюр ─- порог этого состояния жизни, которое хорошо известно автору, и он изображает то, что ему мешает в этом мире. Горы тряпья, телевизор, будильник ─ вещи, которые захламляют жизнь человека, дестабилизируя, отвлекают его от созерцания природы, своего внутреннего мира», ─ объясняет Анна Константиновна.
И за дверью уже ждёт иной мир, пока ещё неведомый и оттого пугающе-туманный, со свинцовыми тучами и беспросветным мраком. Что лучше, остаться в этом мире, отсчитывая и дальше бесполезно проведённое время или нырнуть с головой в новое, но неизведанное пространство, художник предлагает решить каждому на своё усмотрение.
В этой работе запечатлено огромное количество символов, над которыми можно задуматься надолго, и, пожалуй, в связи с этим возникает бесчисленное количество трактовок и расшифровок мысли автора. В «Меланхолии» мы видим и дверь – символ портала, порога в иной мир, и символ травы – чертополоха, который сулит зло, насилие и боль, и символ колеса, а значит, здесь вновь встречается любимая Косенковым тема дороги, неотвратимости судьбы, а также присутствуют отсылки к Библии и древнерусским преданиям
Как объясняет Анна Константиновна, символ дерева ─ это тоже своеобразная философия, в особенности сухое дерево. Но ещё до Косенкова русские художники, такие как Максим Воробьёв или Иван Шишкин использовали в своих работах этот символ. Так, Воробьев изобразил дуб, в который попала молния. Таким образом художник ассоциировал себя с изображением этого старого повреждённого дерева. В этот период у художника ушла из жизни жена, и в своей работе Воробьёв показал, как, несмотря на тяжёлое эмоциональное состояние, жизнь не разрушила его и не сломала.
Очень любил обращаться к символу дерева в своих работах и Станислав Степанович. Знаменитое косенковское дерево, сухое, изломанное ─ ось мира, сводящая воедино небо и землю, лейтмотивом проходит через многие работы художника. В экспозиции, представленной на выставке «Метафизика символов» в каждой работе присутствует этот символ в виде сухих коряг, срубленных ветвей, молодых ростков.
«В работе Косенкова «Два дерева» изображена молодая женщина, которая стоит на берегу озера, а на противоположном берегу виднеются два дерева. Одно из них — молодое и крепкое — ассоциируется с жизнью этой женщины, а второе, которое погибает, ассоциируется с её мужем, ушедшим на войну. Холодная весенняя вода разделяет деревья и наспех сколоченный тонущий мост обозначает черноту невозвращения, которая прочитывается наблюдателем», ─ рассказывает Анна Косенкова.
Экспозиция в музее-мастерской Косенкова будет работать до 21 мая.