То, что видела тургеневская усадьба, для историков до сих пор непостижимо. Судьба тургеневского родового гнезда после смерти писателя складывалась драматически. Сама усадьба и прилегающие к ней земли сдали в аренду. Опустевший дом не ремонтировали и не отапливали. Разрушено всё.
«Тургеневские рукописи и документы, фамильные портреты и семейные реликвии разошлись по наследникам. Многое исчезло безвозвратно», — рассказывают в музее.
В январе 1906 года оставшееся от тургеневского дома уничтожил страшный пожар. Лишь благодаря предусмотрительности новых хозяев Галаховых заблаговременно были вывезены и в основном сохранены спасская библиотека и мебель.
Дом сгорел, на его месте поднимаются из‑за бурьяна почерневшие остатки стен и груды кирпича. От бывших хозяйственных построек в большинстве и следа не осталось.
Постановлением Орловского губисполкома в 1918 году Спасская усадьба была объявлена национальным достоянием и перешла в ведение и управление губернского земельного отдела.
«У истоков создания музея стояли Луначарский и Брюсов. Уже в 1920-х годах начались подготовительные работы по восстановлению усадьбы. А в 1939 году в связи со 120-летием со дня рождения Тургенева музей был переведён в разряд государственных. В том же году были восстановлены флигель, богадельня и баня, конюшня и каретный сарай. Были собраны и изучены воспоминания современников И.С.Тургенева, зарисовки и фотографии усадьбы, свидетельства старожилов, произведены обмеры уцелевших строений и раскопки фундаментов разрушенных зданий, составлены проекты восстановления строений заповедника», — говорит Наталья Яицкая.
Начались работы по расчистке парка. Теперь по своему значению музей-заповедник И.С.Тургенева «Спасское–Лутовиново» — один из крупнейших литературных мемориальных комплексов России.
На московской театральной сцене драматические произведения Тургенева начали появляться в 1840-е годы. «Завтрак у предводителя», «Холостяк», «Провинциалка», «Где тонко, там и рвётся», «Месяц в деревне» — далеко не полный перечень спектаклей, вошедших в репертуар двух главных московских театров при жизни писателя.
Первенство здесь было у Малого — благодаря служившему в нём Михаилу Щепкину — горячему поклоннику молодого драматурга.
«Щепкин часто приезжал к Тургеневу в Лутовино и просил его писать, как можно больше пьес. Он был действительно преданным поклонником творчества Тургнева. Он понимал, что работы Иван Сергеевича заслуживают большого внимания публики», — рассказывает Наталья Яицкая.
Щепкин действительно прилагал немало усилий, чтобы до сцены дошли даже первоначально запрещённые цензурой произведения вроде комедии «Нахлебник». Гоголь, к слову, считал её безнравственной.
Со временем знакомство Тургенева и Щепкина переросло в крепкую дружбу, и писатель даже уполномочил его вносить правки в тексты произведений перед представлением в Московский цензурный комитет.
В Лутовино Иван Тургенев находил вдохновение. Именно там он мог отвлекаться от суеты и писать свои работы, которые позже станут известными на весь мир. Именно благодаря редчайшим фото и афишам выставка получила своё название «Однажды в театре». Экспозиция показывает хронологию спектаклей по Тургеневу.
Самое редкое фото датируется 1897 годом. На снимке – сцена из спектакля «Завтрак у предводителя».
«Удивительно, что это фотография не копия, а оригинал. Пьесу «Завтрак у предводителя» исследователи называют «самой острой и весёлой тургеневской комедией». Она лишена присущей писателю пластичности и утончённости. Московская же премьера спектакля «Завтрак у предводителя» состоялась 23 ноября 1849 года. Роль Балагалаева на сцене Малого театра исполнил Михаил Щепкин», — уточняет научный сотрудник.
Мария Савина – последняя любовь Ивана Тургенева. Она хотела только одного – играть в театре. 17 января 1879 года Мария блестяще сыграла роль Верочки в спектакле «Месяц в деревне», поставленного по пьесе Тургенева.
Однажды Иван Сергеевич увидел её в театре и больше не смог забыть. По первоначальному плану режиссёра, актриса должна была исполнять главную роль. Но она сама выбрала героиню, казавшуюся всем, в том числе и Тургеневу, второстепенной.
«Савина смогла сыграть так, что автор примчался к ней в гримёрную с огромным букетом роз с криками «Неужели эту Верочку я написал». Савина бросилась Тургеневу на шею и поцеловала в щеку.
Летом 1881 года актриса гостила в Спасском-Лутовинове. И в день годовщины свадьбы друзей писателя Полонских опять кинулась Тургеневу на шею, поцеловав. Но уже через несколько недель она прислала Ивану Сергеевичу письмо из Перми, где сообщала о своем предстоящем замужестве
Среди экспонатов выставки не только много редких снимков. Сохранились и вещи. Например, длинные белые французские перчатки. Историки до сих пор гадают, кто же их оставил в имении писателя? Это могла быть как Мария Савина, так и другие увлечения Тургенева.
Интересно, что сохранившийся раритет в основном принадлежал женщинам. Есть здесь и шкатулка для украшений, выполненная из латуни и бархата.
«Если перчатки можно забыть случайно, то шкатулка – вещь очень дорогая и вряд ли её можно оставить просто так. Нам самим очень интересно, чьи же это вещицы», — говорит о находках Наталья Яицкая.
Ещё один удивительный экспонат – записная книжка 19 века из слоновой кости. Но записей в ней нет.
Увидеть выставку «Однажды в театре» жители и гости Белгорода могут в Белгородском историко-краеведческом музее до 20 мая.