У театрального фестиваля большая история — он впервые прошёл в Белгороде в 1988 году. Тогда его приурочили к 200-летнему юбилею Михаила Щепкина и назвали «Лучшие актёрские работы в театрах РСФСР». В Белгород приехали 11 театров, среди которых были и столичные, и региональные. У истоков фестиваля стоял Виталий Слободчук, художественный руководитель БГАДТ им. М.С. Щепкина. Событие получило хороший отклик у зрителей и критиков, а потому его сделали регулярным.
С периодичностью в несколько лет в Белгород стали съезжаться театральные труппы из разных городов России, чтобы почтить память великого актёра Михаила Щепкина. А с 1998 года в названии фестиваля утвердилось его имя — «Актёры России — Михаилу Щепкину».
«С третьего фестиваля устоялось и прижилось название, которое наиболее точно формулирует задачи фестиваля и воспевает актёра. Нам хотелось, чтобы фигурировало имя Щепкина, ведь Белгородская область — его родина. А мы бесконечно гордимся, что он родился на нашей земле», — рассказывает специалист по связям с общественностью БГАДТ им. М.С. Щепкина Наталья Зотова.
Чтобы стать участниками фестиваля, театры заранее подают заявки. Организаторы отбирают тех, чьи постановки будут наиболее интересны зрителям, а также те, что востребованы критиками.
В этом году у фестиваля 11 участников из Белгорода, Владикавказа, Владимира, Курска, Москвы, Севастополя, Самары, Санкт-Петербурга и Тулы. У каждого из них отдельный день на фестивале. Тематическое разнообразие тоже максимально разнообразное: здесь и любовь, и тема справедливости, и жизненной мудрости.
Белгородцы на фестивале представят две последних премьеры: «Кабалу святош» по Михаилу Булгакову и «На всякого мудреца довольно простоты» по Александру Островскому.
«Это самые новые наши спектакли, — комментирует Наталья Зотова. — «На всякого мудреца довольно простоты» мы репетировали летом, а зрителям представили на открытии этого сезона. Комедия Островского вечно актуальна, её персонажи и их мысли каждому понятны и знакомы. Спектакль поставил Борис Морозов, народный артист России, главный режиссер Центрального академического театра российской армии, давно и плодотворно сотрудничающий с белгородской труппой. Здесь же наряду с признанными звёздами театра, народными и заслуженными артистами, у нас играет молодой артист — Владимир Дорогин. Для него это не просто первая роль в нашем театре, а вообще первая роль — он вчерашний выпускник».
В насыщенной программе сложно выбрать определённые спектакли, которые нельзя пропустить. У каждого театра свой стиль, а у каждой постановки — своя история. Наталья Зотова описывает несколько из них.
Во‑первых, она отмечает «В день свадьбы» от Санкт-Петербургского государственного молодёжного театра на Фонтанке. Спектакль поставил Семён Спивак. Он уже знаком белгородскому зрителю по постановкам белгородского театра: «Касатке» и «Идиоте».
Во‑вторых, другой знакомый белгородскому зрителю режиссёр — это Юрий Маковский из Драматического театра им. В.А. Лавренёва Черноморского флота. Он поставил на нашей сцене «Кабалу святош», а на фестиваль привёз «Тартюфа».
Нестандартную постановку привозит Московский академический театр им. В. Маяковского. На сцене сыграют «Обломова», но без одного из основных персонажей — Штольца. Он сыграл важную роль в отношениях Ольги и Обломова. Получилась новая и непохожая на остальные трактовка Обломова, где роль Штольца на себя примеряют другие персонажи спектакля.
«Предел любви» зрителю покажет Московский художественный театр им. А.П. Чехова. В спектакле два героя — мужчина и женщина. Сюжет строится на их противостоянии и вечной борьбе, но при этом любви и невозможности обойтись без друг друга.
Да, разные трактовки одной истории представят Белгородский драмтеатр и Центральный академический театр Российской армии.
«В этом есть какая‑то магия, — говорит Наталья Зотова. — В свой день на фестивале мы показываем «Кабалу святош» в постановке Юрия Маковского, режиссёра севастопольского театра, тоже участника фестиваля. А Борис Морозов, режиссёр Центрального академического театра Российской армии, привозит свою версию «Кабалы святош», в своей постановке и со своими артистами. Это интересно, потому что режиссёры абсолютно разные. Интригует, как эти спектакли примут зрители и критики на фестивале».
Билеты официально поступили в продажу 8 октября. Приобрести их можно в кассах БГАДТ им. Щепкина или онлайн: на сервисах QuickTickets и «Культурный регион».
Ценовой диапазон у билетов широкий, чтобы каждый мог себе позволить их покупку.
Билеты достаточно доступные: и по 500, и по 700, и по 1 000 рублей. Самый дорогой — 1 500 рублей в партере на столичный спектакль. К ним относятся постановки московских и петербургского театров.