Белгородская филармония презентовала забытые ноты Гавриила Ломакина

11 марта 2020, 15:11КультураФото: Виктория Муратова

Кантата Stabat Mater была незаслуженно забыта и не исполнялась с XIX века. Благодаря белгородцам, партитуры музыкального произведения восстановили и официально издали, чтобы кантату могли исполнять на российских и международных сценах.

В Белгороде презентовали первое издание партитуры и голосов забытого произведения русского композитора XIX века Гавриила Ломакина. Ноты кантаты Stabat Mater восстановили белгородские музыканты, в числе которых сотрудники Белгородской государственной филармонии и БГИИК. Они в течение нескольких месяцев обрабатывали информацию с рукописных партитур, чтобы подготовить первое официальное издание. Благодаря его распространению, музыка композитора станет доступна как для профессионалов, так и для широкой аудитории слушателей.

«Это огромное счастье и удовольствие — прикасаться к такому шедевру, — рассказывает главный дирижер академического хора Белгородской государственной филармонии Елена Алексеева. — Мы получили ноты в удручающем состоянии, было очень много помарок. Это рукописная партитура. В процессе восстановления приходилось анализировать и сопоставлять, опираясь не только на сам материал, но и собственный музыкальный опыт».

Фото: Виктория Муратова

Гавриил Ломакин — русский хоровой дирижёр и музыкальный деятель. Он родился в слободе Борисовка Курской губернии в семье крепостного, был отпущен на волю графом Шереметьевым. Сначала он пел в хоровой капелле графа, затем сам стал преподавать пение, а позже и начал руководить капеллой. Он основал Бесплатную музыкальную школу в Петербурге, написал сотни романсов на слова известных литературных произведений, вокальных ассамблей, церковных песнопений, хоровых произведений и народных песен.

Первый раз кантату Stabat Mater исполнили в Петербурге в 1865 году в Дворянском собрании. Спустя 150 лет её сыграли в Белгородской филармонии на Шереметьевских ассамблеях, а затем и в северной столице — в зале Государственной академической капеллы на международном культурном форуме.

Фото: Виктория Муратова

Материальную поддержку изданию забытых нот Гавриила Ломакина оказал «Газпром трансгаз Москва».

«Я думаю, что, издав эти ноты, мы даём вторую жизнь этому музыкальному произведению. Позволяем ему, сохраняясь в библиотеках страны, консерваториях, филармониях, обрести возможность исполнения на академических сценах. Там, где есть симфонические оркестры, должна звучать музыка Ломакина», — отметила директор Белгородской филармонии Светлана Боруха.

Авторы:Виктория Муратова