16 августа в Белгородском государственном художественном музее состоялось открытие выставки художника из Великобритании Геннадия Иванова. Художник представил зрителям экспозицию «В Прованс за Ван Гогом». «Открытый Белгород» побывал на этой встрече и узнал, как живут западные художники и чем искусство может «уколоть» зрителя.
Мероприятие началось с выступления музыканта Белгородской филармонии Геннадия Панкратова, который в аккомпанементе с аккордеоном создал для аудитории в атмосферу Прованса. Для открытия выставки был выбран формат дружеской беседы, благодаря которому аудитория могла вступить в диалог с художником и наладить более тесные взаимоотношения с его творчеством. В качестве модератора беседы выступила Алла Селютина, заведующая отделом развития Белгородского художественного музея, которая вкратце рассказала предысторию возникновения этой выставки. По её словам, контакт с Геннадием Ивановым был налажен благодаря их общей знакомой, а идея о выставке появилась спонтанно. Даже работы, которые представлены в экспозиции, были присланы по почте. Геннадий приехал в Белгород 14 августа и увидел уже готовую выставку.
По словам Иванова, любовь к живописи у него начала проявляться благодаря отцу, который хорошо рисовал.
Семья художника жила в Беларуси, в городе Бобруйске, там же художник получил образование. В девяностые Геннадий вместе с другими начинающими художниками занимался украшением города — детских садов, школ, после чего решил поступить на магистратуру в Великобританию, где и остался жить и работать.
По словам художника, живописный язык у английских и постсоветских мастеров отличается. На Западе производят некоммерческое искусство — художники работают за гранты, разрабатывают большие проекты. В их работах можно проследить больше эмоций, больше экспрессии, смешанные техники. Сейчас популярность набирает иммерсивное искусство — когда художники взаимодействуют с музыкантами, танцорами, актёрами и создают интерактивные выставки. На вопрос модератора о том, существует ли разница между принятием работ от британцев и представителей других национальностей, Геннадий ответил утвердительно. По его словам, на начальном этапе работы не местных художников могут оцениваться ниже, но позже они могут набрать популярность, так как англичане «очень ценят искусство» и «покупают его в больших количествах». Например, у самого Геннадия уже сложилась «определённая клиентура», которая ценит его творчество и готова покупать его картины.
Далее художник рассказал о тематических блоках, присутствующих в его творчестве. Беседу сопровождала презентация, показывающая картины, которые не присутствуют на выставке. Большую роль здесь играют автопортреты.
Следующий важный блок – «Война и мир». Первой картиной в этом блоке оказалась работа, изображающая подъезд дома на ул. Щорса в Белгороде, который был разрушен в результате обстрела со стороны ВСУ.
На вопрос о том, покажет ли Геннадий эту картину английскому обществу, он ответил, что обязательно продемонстрирует её, «когда придёт время». Сейчас, по его словам, это время ещё не наступило.
Следующая картина – «Властелин времени», показывающая глобальную проблему «интересов властителей мира». В углу картины, по словам Геннадия, можно разглядеть букву «Z». Там же зашифровано какое-то слово, которое художник, к сожалению, забыл.
Алла Селютина: Прекрасно, художник не помнит, но искусствоведы через сто лет расшифруют!
Геннадий Иванов: Да-да!
Художник поделился, что во время написания картин на такую остросоциальную тематику с политическим подтекстом им движет внутренне желание «сказать нечто большее».
Следующая работа — работа «Реквием». Картина тоже посвящена политической напряжённости в мире.
У художника также есть картина, посвящённая войне в Сирии — мальчик, моющий окна, символично смывает боль человечества.
Геннадий рассказал, что ближе к своему пятидесятилетию он подумал о том, что хочет двигаться и развиваться дальше. Тогда он решил собрать знакомых художников, музыкантов, кукольников, чтобы создать проект «Война и мир». Участники проекта самостоятельно профинансировали его и рекламную компанию. По словам художника, всё было основано «на чистом энтузиазме».
Принесённый успех и отклик аудитории вдохновил художника продолжить организацию таких мероприятий. Так родилась выставка под названием «Бедлам», раскрывающая социальные проблемы Великобритании – наркоманию, алкоголизм.
Также Геннадий рассказал о следующем блоке своих работ, который посвящён экологической проблеме. В этом направлении художник работает уже пять лет. За это время он успел получить грант на экспедицию в Канаду для изучения ледников, чтобы получить как можно больше информации от учёных об изменении климата.
Также художник поделился ещё одной историей, которая вдохновила его на создание следующей работы. В прошлом году в Дубае прошёл климатический форум, на котором арабский шейх во время своего выступления заявил, что изменение климата выдумано.
Один из посетителей задал художнику вопрос о том, почему картины Ван Гога стоят так дорого. Геннадий Иванов ответил, что всё дело в бизнесе, ведь при жизни талантливый Ван Гог продал лишь одну картину.
Также аудиторию взволновал вопрос о том, не помешают ли сложные политические отношения между Россией и Великобританией показать картину о Белгороде английскому обществу. Геннадий ответил, что в Великобритании чувствуется другое отношение к художникам, их словно не воспринимают всерьёз, что даёт мастерам своего рода свободу в самовыражении.
На вопрос о том, успел ли он посмотреть Белгород и сделать какие-нибудь наброски для будущих картин, Геннадий ответил, что был занят, однако смог запечатлеть красоты города на фото.
После окончания беседы зрители прошли в зал, чтобы подробнее ознакомиться с выставкой и получить автограф художника на памятных открытках.
Пользуясь предоставленной возможностью поговорить с художником, «Открытый Белгород» решил уточнить, существует ли всё-таки взаимосвязь между искусством и общественной жизнью, в которую тесно вплетена политика. Художник ответил, что политика действительно является частью общества и истории, а значит имеет право отображаться в творчестве.
Выставка Геннадия Иванова «В Прованс за Ван Гогом» будет действовать до 29 сентября. В экспозиции представлены 39 работ — этюдов, написанных пастелью. Каждый желающий может посетить выставку, прикоснуться к художественной эмоциональности и ощутить лёгкость атмосферы Прованса.