Local Logo
Новости Белгорода и Белгородской области
90.93
+0.00$
100.80
+0.00
+18 °С, ясно
Белгород

«Игольчатое» искусство: в Белгороде прошла встреча с художником из Великобритании Геннадием Ивановым

20 августа , 14:24Культура
Фото: «Открытый Белгород»

«Открытый Белгород» принял участие в беседе с художником

16 августа в Белгородском государственном художественном музее состоялось открытие выставки художника из Великобритании Геннадия Иванова. Художник представил зрителям экспозицию «В Прованс за Ван Гогом». «Открытый Белгород» побывал на этой встрече и узнал, как живут западные художники и чем искусство может «уколоть» зрителя.

Мероприятие началось с выступления музыканта Белгородской филармонии Геннадия Панкратова, который в аккомпанементе с аккордеоном создал для аудитории в атмосферу Прованса. Для открытия выставки был выбран формат дружеской беседы, благодаря которому аудитория могла вступить в диалог с художником и наладить более тесные взаимоотношения с его творчеством. В качестве модератора беседы выступила Алла Селютина, заведующая отделом развития Белгородского художественного музея, которая вкратце рассказала предысторию возникновения этой выставки. По её словам, контакт с Геннадием Ивановым был налажен благодаря их общей знакомой, а идея о выставке появилась спонтанно. Даже работы, которые представлены в экспозиции, были присланы по почте. Геннадий приехал в Белгород 14 августа и увидел уже готовую выставку.

«В некотором смысле это была небольшая авантюра. Да, мы пересылали работы по почте. Это было очень волнительно, потому что мы всё время отслеживали этот трек, чтобы он не пропал и попал к нам, чтобы нам без проблем отдали эту посылку. И знаете, ангел-хранитель есть у этой выставки, потому что работы пришли достаточно быстро и без лишних проблем»,
поделилась заведующая.

По словам Иванова, любовь к живописи у него начала проявляться благодаря отцу, который хорошо рисовал.

«В детстве мой папа, хоть и был военным, очень любил графику рисовать. И, когда я был маленьким, я впервые увидел, как он нарисовал грибочки. Я настолько был потрясён, что решил стать художником»,
рассказал Геннадий.

Семья художника жила в Беларуси, в городе Бобруйске, там же художник получил образование. В девяностые Геннадий вместе с другими начинающими художниками занимался украшением города — детских садов, школ, после чего решил поступить на магистратуру в Великобританию, где и остался жить и работать.

По словам художника, живописный язык у английских и постсоветских мастеров отличается. На Западе производят некоммерческое искусство — художники работают за гранты, разрабатывают большие проекты. В их работах можно проследить больше эмоций, больше экспрессии, смешанные техники. Сейчас популярность набирает иммерсивное искусство — когда художники взаимодействуют с музыкантами, танцорами, актёрами и создают интерактивные выставки. На вопрос модератора о том, существует ли разница между принятием работ от британцев и представителей других национальностей, Геннадий ответил утвердительно. По его словам, на начальном этапе работы не местных художников могут оцениваться ниже, но позже они могут набрать популярность, так как англичане «очень ценят искусство» и «покупают его в больших количествах». Например, у самого Геннадия уже сложилась «определённая клиентура», которая ценит его творчество и готова покупать его картины.

Далее художник рассказал о тематических блоках, присутствующих в его творчестве. Беседу сопровождала презентация, показывающая картины, которые не присутствуют на выставке. Большую роль здесь играют автопортреты.

«Да, у меня много автопортретов. Это связано с тем, что я очень увлекался Рембрандтом, а Рембрандт написал около 80 своих портретов. Для меня тоже всегда было интересно посмотреть своё эмоциональное состояние, то, как я смотрюсь со стороны»,
поделился художник.
Фото: «Открытый Белгород»

Следующий важный блок – «Война и мир». Первой картиной в этом блоке оказалась работа, изображающая подъезд дома на ул. Щорса в Белгороде, который был разрушен в результате обстрела со стороны ВСУ.

«Эту работу я написал за три часа на холсте размером 180 на 160 сантиметров. Я просто увидел драму города. Меня сильно впечатлило эмоциональное состояние»,
пояснил художник.

На вопрос о том, покажет ли Геннадий эту картину английскому обществу, он ответил, что обязательно продемонстрирует её, «когда придёт время». Сейчас, по его словам, это время ещё не наступило.

Следующая картина – «Властелин времени», показывающая глобальную проблему «интересов властителей мира». В углу картины, по словам Геннадия, можно разглядеть букву «Z». Там же зашифровано какое-то слово, которое художник, к сожалению, забыл.

Алла Селютина: Прекрасно, художник не помнит, но искусствоведы через сто лет расшифруют!

Геннадий Иванов: Да-да!

Фото: «Открытый Белгород»

Художник поделился, что во время написания картин на такую остросоциальную тематику с политическим подтекстом им движет внутренне желание «сказать нечто большее».

«Мы, люди искусства, выражаем эмоции, чувства людей, экспрессию, цвет. Если что-то глобальное происходит, художник может писать простой натюрморт, но у него всё равно могут измениться цвет красок, структура, фактура, форма. Реакция поступает на подсознательном уровне»,
ответил художник.

Следующая работа — работа «Реквием». Картина тоже посвящена политической напряжённости в мире.

Фото: «Открытый Белгород»
«Эта работа была создана два года назад. Это плачущее пианино, горящее в море. И сверху летит F-16 в сторону континента»,
пояснил Геннадий.

У художника также есть картина, посвящённая войне в Сирии — мальчик, моющий окна, символично смывает боль человечества.

Фото: «Открытый Белгород»
«Это реальный парень, он просто мыл окна рядом с моей галереей. Потом произошла удивительная история: его мама пришла выкупить эту работу, хотя её хотел выкупить и отец – они были в разводе. Я выставил картину на выставку, а они бегали за мной и спорили, кто же должен её выкупить»,
рассказал Геннадий.

Геннадий рассказал, что ближе к своему пятидесятилетию он подумал о том, что хочет двигаться и развиваться дальше. Тогда он решил собрать знакомых художников, музыкантов, кукольников, чтобы создать проект «Война и мир». Участники проекта самостоятельно профинансировали его и рекламную компанию. По словам художника, всё было основано «на чистом энтузиазме».

«Они [западные художники] могут назвать выставку, например, “Цвет”, “Отражение”, “Вода”. А я решил назвать боле сконцентрировано и игольчато, немножко больно, с политикой, с глубиной. Я был потрясён, что люди отозвались очень открыто и с желанием. У нас была пресса, аудитория. Во время открытия выставки у меня было 500 посетителей. Я закупил водки, икры, борща наварил, хлеба чёрного привёз. Народ был в восторге»,
рассказал художник.

Принесённый успех и отклик аудитории вдохновил художника продолжить организацию таких мероприятий. Так родилась выставка под названием «Бедлам», раскрывающая социальные проблемы Великобритании – наркоманию, алкоголизм.

«Люди чувствуют боль, люди чувствуют проблемы, люди плачут. Я однажды еле успокоил одну американку, которая вышла и рыдала час»,
поделился Геннадий.

Также Геннадий рассказал о следующем блоке своих работ, который посвящён экологической проблеме. В этом направлении художник работает уже пять лет. За это время он успел получить грант на экспедицию в Канаду для изучения ледников, чтобы получить как можно больше информации от учёных об изменении климата.

«Меня высаживали на ледники, я рисовал. Они мне рассказывали о том, что происходит в этом месте, каким образом это отражается на людях. Например, была такая история. Работали мы в Юконе (территория на северо-западе Канады – прим.), приземлились на ледяное поле. Шесть лет назад это поле, толщиной три километра, просело. И река, которая шла из моря, повернула в другое русло. В озере, которое там было, сразу упала вода на полтора метра. Этим озером пользовались местные индейцы, люди остались без рыбы, без воды, это достаточно грустная ситуация. И потом через год там произошёл огромный пожар – люди не могли ни ловить рыбу, ни пойти в лес за зверями, не могли вообще вырваться»,
рассказал Геннадий.

Также художник поделился ещё одной историей, которая вдохновила его на создание следующей работы. В прошлом году в Дубае прошёл климатический форум, на котором арабский шейх во время своего выступления заявил, что изменение климата выдумано.

«Он сказал, что изменение климата – это выдумки. И он сказал “I don’t care” – "Нас это не волнует". И мой знакомый учёный, который должен был выступить там же через два дня, попросил меня написать картину, которая будет основываться на том, что Дубай уйдёт под воду и назвать её так же – “I don’t care”. И самое потрясающее, что, когда показали эту работу, Всемирная метеорологическая организация хотела её тут же приобрести. И самое интересное, что в апреле Дубай реально ушёл под воду»,
рассказал художник.
Фото: «Открытый Белгород»

Один из посетителей задал художнику вопрос о том, почему картины Ван Гога стоят так дорого. Геннадий Иванов ответил, что всё дело в бизнесе, ведь при жизни талантливый Ван Гог продал лишь одну картину.

«При жизни этот художник продал лишь одну картину, а сейчас это просто бизнес. Чем больше драмы в жизни художника, тем ценнее становятся его картины. Он был алкоголиком, психопатом, у него была очень короткая тяжёлая жизнь, и вся эта внутренняя экспрессия выражалась в картинах»,
поделился своим мнением художник.

Также аудиторию взволновал вопрос о том, не помешают ли сложные политические отношения между Россией и Великобританией показать картину о Белгороде английскому обществу. Геннадий ответил, что в Великобритании чувствуется другое отношение к художникам, их словно не воспринимают всерьёз, что даёт мастерам своего рода свободу в самовыражении.

«Знаете, есть немного странное понимание в Британии, что художники – это маргиналы. То есть, наше мнение никого не волнует, хотя простые люди относятся к русским и другим нациям толерантно. Политика – это совсем другое. Мы слишком маленькие для них. Мы – маргиналы, нам всё позволительно»,
рассмеялся художник.

На вопрос о том, успел ли он посмотреть Белгород и сделать какие-нибудь наброски для будущих картин, Геннадий ответил, что был занят, однако смог запечатлеть красоты города на фото. 

«Я сделал большое количество фотографий, может, потом что-то сделаю. Немного не успеваю физически»,
ответил художник.

После окончания беседы зрители прошли в зал, чтобы подробнее ознакомиться с выставкой и получить автограф художника на памятных открытках.

Пользуясь предоставленной возможностью поговорить с художником, «Открытый Белгород» решил уточнить, существует ли всё-таки взаимосвязь между искусством и общественной жизнью, в которую тесно вплетена политика. Художник ответил, что политика действительно является частью общества и истории, а значит имеет право отображаться в творчестве.

«Я думаю, в современном мире всё зависит от художника. Если у художника есть интерес работать над политическими темами, то это очень хорошо, это правильно и нужно, потому что это выстрелит в будущем. Художник живёт в моменте истории, он как зеркало отображает момент истории. Вы посмотрите даже на коллекцию выставки и увидите, как работы эмоциональны»,
подытожил Геннадий.

Выставка Геннадия Иванова «В Прованс за Ван Гогом» будет действовать до 29 сентября. В экспозиции представлены 39 работ — этюдов, написанных пастелью. Каждый желающий может посетить выставку, прикоснуться к художественной эмоциональности и ощутить лёгкость атмосферы Прованса.

Нашли опечатку в тексте?
Выделите ее и нажмите ctrl+enter
Авторы:Алиса Голод
Читайте также
Выбор редакции
Материал
Культура 9 сентября , 16:56
Астрономом не стал, но среди звёзд: белгородский певец Антон Самойлов рассказал о творческом взлёте
Материал
Культура20 августа , 14:24
«Игольчатое» искусство: в Белгороде прошла встреча с художником из Великобритании Геннадием Ивановым
Материал
Культура20 августа , 14:11
Реальность и фантастика: в Белгороде открылась выставка Зураба Церетели