С недавних пор в Белгородской области начало развиваться уличное искусство. Наверное, каждый житель региона сможет назвать хотя бы один мурал, который приковывает взгляд и заставляет остановиться, чтобы ещё раз рассмотреть детали. «Открытый Белгород» поговорил с Максимом Кобзевым — одним из художников, который придал яркости белгородским городам и сёлам.
Максим начал свой творческий путь в юношестве. Находясь на лечении в больнице, он занимал себя чтением журнала для подростков Cool. Его внимание привлёк разворот про граффити-искусство — тогда Максим перенёс на бумагу все красочные иллюстрации, которые были на страницах издания. После выздоровления он приобрёл автомобильные баллончики и вышел на улицу.
С самого начала будущий граффити-художник понял, что главное в стрит-арте не скорость нанесения изображения на стену, а его качество и продуманность. Далее Максим начал рисовать там, где собирались такие же заинтересованные уличным искусством молодые люди.
Родители, по словам Максима, относились к увлечению нейтрально, так как знали тягу сына к рисованию. Никакой художественной школы Максим не оканчивал, хотя планировал получить соответствующее образование после окончания 9-го класса. К сожалению, мечте не удалось сбыться из-за отсутствия в колледжах специальностей, связанных с дизайном. Так Максим отучился на связиста в Индустриальном колледже. После окончания учёбы художник оставил творчество на некоторое время, посвятив себя сфере торговли. Однако творчество не отпустило молодого человека надолго.
Первые фасады были расписаны командой в 2020 году в Корочанском районе — знаменитый портрет Дмитрию Кромскому и девушка яблоками «Бехтеяночка». В этот же год в Белгороде появились любимые герои — вечные студенты Шурик и Лида на стене дома рядом с университетом БелГУ. В селе Колотиловка команда расписала стены школы и другие объекты. Также художники расписали заброшенное здание на ул. Студенческой на подъезде к авторынку. По словам Максима, это был один из самых масштабных проектов команды.
В КЦ «Октябрь» команда также пришла в 2020 году. После этого она стала местным творческим объединением, действующим под руководством ещё одного талантливого художника и, по совместительству хорошего друга, Егора Коноваленко. В разное время объединение состояло из разных участников — кто-то покинул область, кто-то оставил стрит-арт. Сам Егор теперь живёт в Москве и работает в рекламном агентстве арт-директором. После его отъезда руководителем команды в 2022 году стал Максим.
В 2022 году Максим начал заниматься организацией граффити-фестиваля «Движение» в Белгороде.
Упомянутые художники принимают участие в конкурсе, отправляя свои портфолио для ознакомления. Так организаторы могут оценить мастерство участников и особенности их стиля и творческого видения. В первый год фестиваля заявки поступили от шести человек, а сейчас их подают около 60 художников со всей страны.
По слова Максима, легальные граффити-стены, созданные в рамках фестиваля, также приносят пользу обществу и популяризируют уличное искусство.
Какие это города — Максим ответил сразу, назвав Нижний Новгород, Волгоград и Екатеринбург, в которых уже, по словам художника, не хватает мест для новых объектов уличного искусства. Так фестивали постепенно выходят за рамки городов и «переходят» в область. В Екатеринбурге, по словам Максима, подобные фестивали проводятся уже несколько лет, а по расписанным улицам проводятся целые экскурсии. Также много арт-объектов можно найти в Казани. Максим заверил, что белгородские художники тоже стремятся к расширению, чтобы показать наш регион творческим людям со всей страны.
Художник рассказал, что для создания гармоничного облика города композиции на фасадах нужно «вписать в окружающую среду». Если работа создаётся в рамках фестиваля, то она будет соответствовать заданной теме. Также большое внимание уделяется стилям, в которых работают художники. Их особенности просматриваются в предоставленных портфолио. Также художникам отправляются фотографии зданий, на которых будет размещён мурал, по ним создаётся макет. Граффити-художники смотрят, на сколько рисунок подходит окружающему пространству и самому зданию. По словам Максима, готовый рисунок на фасаде может на 15-20% отличаться от первоначальной задумки, так как во время работы возникают различные проблемы — неровности на поверхности фасада, плохо сохнущая краска или её непопадание в заданный оттенок.
По словам Максима, художники во время работы на улице могут столкнуться с непониманием со стороны людей и даже с гневом. Например, местные жители не оценили один из муралов в Белгороде, во время написания которого возникли проблемы технического характера. Тогда команда столкнулась с серьёзным негативом со стороны общества.
Максим отметил, что в его портфолио есть работы, которые не понравились жителям из-за композиции и выбора цветов. Например, «Футболист», изображённый на здании Стадиона.
Авторов устроил конечный вариант работы, поэтому, несмотря на мнение жителей, никто «Футболиста» исправлять не стал. По словам Максима, художники выполнили техническое задание и соблюли все нюансы проекта.
Также у художников есть топ любимых фраз, которые они чаще всего слышат от людей или встречают в комментариях. Жители намекают на то, что лучше бы финансирование ушло на ремонт дорог или на что-то более полезное. По словам Максима, художники уже привыкли слышать подобное, такое негодование по поводу денег вызывает у них улыбку. Максим подчеркнул, что фасады расписываются не с целью заработать большие деньги, как могут подумать люди, а для того, чтобы принести пользу городу. Тогда художники хотели заявить о себе и показать, что могут сделать окружающее пространство ярче и лучше.
На вопрос о том, какие работы, созданные в Белгороде, больше всех ценятся командой, Максим ответил, что те, которые наиболее популярны у горожан: «Шурик и Лида», «Пчёлы» и «Вид на Везёлку».
Отдельно Максим отметил узоры, выполненные на тротуарной плитке для общей композиции фестиваля «Белгород в цвету».
При этом художник считает, что противоречивые высказывания людей не мешают работе. У каждого человека есть свой взгляд на мир, художники понимают и принимают это.
По словам Максима, для того, чтобы горожане смогли понять и принять уличное искусство, нужно просто создавать больше произведений. Так, по мнению Максима, повысится значимость стрит-арта. Люди привыкнут видеть муралы на фасадах домов и цветастые граффити, выполненные баллончиками, а значит примут их за норму. Поэтому художники «хитро повышают лояльность людей к искусству».
Современное искусство, по мнению Максима, должно вызвать эмоции. Не важно, положительно или отрицательно люди к нему отнесутся, главное, чтобы оно не оставило равнодушным.
По словам художника, людям сложно привыкнуть к каллиграфии — направлению граффити, которое предусматривает работу с буквами и шрифтами.
«Отдушина» для Максима — небольшие студийные работы, выполненные на холсте в стиле каллиграфии. Художник подбирает понравившиеся цитаты и стилизует их в общую композицию картины.
Ещё Максиму нравится вписывать в свои картины очертания городов. По словам художника, это уже стало его фирменной «фишкой», которая придаёт ему узнаваемости в граффити-сообществе.
Для того, чтобы всегда оставаться в ресурсе, Максиму помогает главный человек его жизни — супруга Екатерина. По словам художника, он очень «несистемный» человек, как и многие творческие люди, но Екатерина всегда помогает ему систематизировать свою жизнь. Так супруга взяла на себя ответственность за организацию фестивалей и других мероприятий.
Художник отметил, что супруга играет большую роль в его творчестве. Многие называют их совместную работу семейным делом.
По словам Максима, уличное искусство в Белгороде и области развивается быстро и стремительно.
Художник рассказал, что муралы и граффити-стены должны располагаться ближе к людям, чтобы жители могли смотреть на работы во время прогулок или по дороге на работу. По словам Максима, людям самим будет интересно находить новые яркие изображения на фасадах зданий или устаревших заборах. Кроме того, это позволит людям научиться отличать плохие работы от хороших.
На вопрос о том, может ли появиться в Белгороде новый Бэнкси (английский андеграундный художник стрит-арта — прим.), Максим ответил, что нет.