Local Logo
Новости Белгорода и Белгородской области
94.51
+1.15$
104.45
+0.80
+19 °С, ясно
Белгород

«Любой отклик — это хорошо»: как художник Максим Кобзев развивает граффити-движение на Белгородчине

24 сентября , 14:22Культура
Фото: «Открытый Белгород»

«Открытый Белгород» пообщался с руководителем творческого объединения граффити-художников MadFamPaint и одним из авторов известных муралов по всей области

С недавних пор в Белгородской области начало развиваться уличное искусство. Наверное, каждый житель региона сможет назвать хотя бы один мурал, который приковывает взгляд и заставляет остановиться, чтобы ещё раз рассмотреть детали. «Открытый Белгород» поговорил с Максимом Кобзевым — одним из художников, который придал яркости белгородским городам и сёлам.

От журнала Cool до большой улицы

Максим начал свой творческий путь в юношестве. Находясь на лечении в больнице, он занимал себя чтением журнала для подростков Cool. Его внимание привлёк разворот про граффити-искусство — тогда Максим перенёс на бумагу все красочные иллюстрации, которые были на страницах издания. После выздоровления он приобрёл автомобильные баллончики и вышел на улицу.

«В 15 лет я попал в больницу. Тогда в 2005 году не было интернета, но был журнал Cool с несколькими разворотами про граффити. Пока был в больнице, перерисовал всё, что было на страницах этого журнала. После того, как выздоровел, начал рисовать на стенах. Это были пробные рисунки автомобильными баллончиками на стенах заброшенного гаража за школой»,
вспоминает художник.

С самого начала будущий граффити-художник понял, что главное в стрит-арте не скорость нанесения изображения на стену, а его качество и продуманность. Далее Максим начал рисовать там, где собирались такие же заинтересованные уличным искусством молодые люди.

Родители, по словам Максима, относились к увлечению нейтрально, так как знали тягу сына к рисованию. Никакой художественной школы Максим не оканчивал, хотя планировал получить соответствующее образование после окончания 9-го класса. К сожалению, мечте не удалось сбыться из-за отсутствия в колледжах специальностей, связанных с дизайном. Так Максим отучился на связиста в Индустриальном колледже. После окончания учёбы художник оставил творчество на некоторое время, посвятив себя сфере торговли. Однако творчество не отпустило молодого человека надолго.

«Я семь лет не рисовал вообще. И потом в 2019 году я снова вернулся к рисункам и принял участие в фестивале “30 граней” в Старом Осколе, где познакомился с ребятами, которые создали команду MadFam Paint»,
поделился художник.
Максим Кобзев
Фото: «Открытый Белгород»

Первые фасады были расписаны командой в 2020 году в Корочанском районе — знаменитый портрет Дмитрию Кромскому и девушка яблоками «Бехтеяночка». В этот же год в Белгороде появились любимые герои — вечные студенты Шурик и Лида на стене дома рядом с университетом БелГУ. В селе Колотиловка команда расписала стены школы и другие объекты. Также художники расписали заброшенное здание на ул. Студенческой на подъезде к авторынку. По словам Максима, это был один из самых масштабных проектов команды.

В КЦ «Октябрь» команда также пришла в 2020 году. После этого она стала местным творческим объединением, действующим под руководством ещё одного талантливого художника и, по совместительству хорошего друга, Егора Коноваленко. В разное время объединение состояло из разных участников — кто-то покинул область, кто-то оставил стрит-арт. Сам Егор теперь живёт в Москве и работает в рекламном агентстве арт-директором. После его отъезда руководителем команды в 2022 году стал Максим.

«Сейчас мы не команда граффити-художников, а именно творческое объединение, потому что каждый участник занимается чем-то своим. Кто-то дизайнер, кто-то рисует иллюстрации, кто-то вообще рисует редко, но всё равно привлекается к объектам»,
пояснил Максим.
Фото: «Открытый Белгород»

Первое «Движение»

В 2022 году Максим начал заниматься организацией граффити-фестиваля «Движение» в Белгороде.

«Фестиваль “Движение” первый раз провели в 2022 году при поддержке министерства по делам молодёжи Белгородской области. Мы выигрываем грант и проводим фестиваль. В первый год мы открыли две легальные граффити-стены и расписали фасады. Каждый год участвуют примерно около 30-35 художников со всей России. Как раз фасады ЦМИ, “Октября” расписаны в рамках этого фестиваля. В 2024 году мы его [фестиваль] провели в Старом Осколе в связи с оперативной обстановкой. Разрисовали там ЦМИ, сделали четыре больших фасада. К нам приехали одни из лучших художников из разных городов и мы вместе выполнили работу в формате граффити-джем»,
рассказал художник.

Упомянутые художники принимают участие в конкурсе, отправляя свои портфолио для ознакомления. Так организаторы могут оценить мастерство участников и особенности их стиля и творческого видения. В первый год фестиваля заявки поступили от шести человек, а сейчас их подают около 60 художников со всей страны. 

По слова Максима, легальные граффити-стены, созданные в рамках фестиваля, также приносят пользу обществу и популяризируют уличное искусство.

«Это, наверное, самый большой вклад в развитие белгородского граффити-движения. Одну стену в скейт-парке правда снесли, но на Левобережье осталась легальная стена, куда приезжают художники. Мне кажется, что это пошло городу на пользу. Ведь мы заметили у этой стены тех ребят, которые раньше рисовали нелегально. Если бы не это место, нелегальные художники рисовали бы на других стенах. А так человек оттачивает мастерство, где это разрешено. Мне кажется, что мы помогаем развиваться уличному искусству. Всегда будут какие-то нелегальные истории. Также есть города, в которых на протяжении нескольких лет проводятся фестивали, во время которых были созданы десятки фасадов»,
подчеркнул Максим.

Какие это города — Максим ответил сразу, назвав Нижний Новгород, Волгоград и Екатеринбург, в которых уже, по словам художника, не хватает мест для новых объектов уличного искусства. Так фестивали постепенно выходят за рамки городов и «переходят» в область. В Екатеринбурге, по словам Максима, подобные фестивали проводятся уже несколько лет, а по расписанным улицам проводятся целые экскурсии. Также много арт-объектов можно найти в Казани. Максим заверил, что белгородские художники тоже стремятся к расширению, чтобы показать наш регион творческим людям со всей страны.

Фото: «Открытый Белгород»

Стрит-арт и общество

Художник рассказал, что для создания гармоничного облика города композиции на фасадах нужно «вписать в окружающую среду». Если работа создаётся в рамках фестиваля, то она будет соответствовать заданной теме. Также большое внимание уделяется стилям, в которых работают художники. Их особенности просматриваются в предоставленных портфолио. Также художникам отправляются фотографии зданий, на которых будет размещён мурал, по ним создаётся макет. Граффити-художники смотрят, на сколько рисунок подходит окружающему пространству и самому зданию. По словам Максима, готовый рисунок на фасаде может на 15-20% отличаться от первоначальной задумки, так как во время работы возникают различные проблемы — неровности на поверхности фасада, плохо сохнущая краска или её непопадание в заданный оттенок.

По словам Максима, художники во время работы на улице могут столкнуться с непониманием со стороны людей и даже с гневом. Например, местные жители не оценили один из муралов в Белгороде, во время написания которого возникли проблемы технического характера. Тогда команда столкнулась с серьёзным негативом со стороны общества.

«Жители очень любят смотреть за тем, что происходит в городе. Мало в каких городах такое можно встретить. наше общество очень пристально следит за городом, за окружающей средой. Можно сказать, что это любовь к городу. Можно, конечно, сказать, что им делать нечего. Но это внимание присутствует, оно особенное»,
поделился Максим.

Максим отметил, что в его портфолио есть работы, которые не понравились жителям из-за композиции и выбора цветов. Например, «Футболист», изображённый на здании Стадиона.

«Насыщенные цвета, новая композиция, яркие брызги — он эмоциональный, в нём чувствуется футбольный драйв. А вот людям не зашло. Не понравился даже логотип "Салюта" — люди спрашивали, почему он розового цвета. Хотя в тот год у команды был фирменный розовый цвет, розовая форма. Мы специально выбрали пастельный цвет, а его называли "выгоревшим". Этот мурал вызвал у многих негодование. Но мы выполнили эту работу хорошо»,
рассказал Максим.

Авторов устроил конечный вариант работы, поэтому, несмотря на мнение жителей, никто «Футболиста» исправлять не стал. По словам Максима, художники выполнили техническое задание и соблюли все нюансы проекта.

«Мы всё сделали. Да, кому-то нравится, кому-то нет. Мы понимаем свою большую ответственность перед людьми, которые будут смотреть на нашу работу. Но у нас было всё согласовано, мы выполнили техническое задание»,
подчеркнул Максим.

Также у художников есть топ любимых фраз, которые они чаще всего слышат от людей или встречают в комментариях. Жители намекают на то, что лучше бы финансирование ушло на ремонт дорог или на что-то более полезное. По словам Максима, художники уже привыкли слышать подобное, такое негодование по поводу денег вызывает у них улыбку. Максим подчеркнул, что фасады расписываются не с целью заработать большие деньги, как могут подумать люди, а для того, чтобы принести пользу городу. Тогда художники хотели заявить о себе и показать, что могут сделать окружающее пространство ярче и лучше.

На вопрос о том, какие работы, созданные в Белгороде, больше всех ценятся командой, Максим ответил, что те, которые наиболее популярны у горожан: «Шурик и Лида», «Пчёлы» и «Вид на Везёлку».

«Это теперь наша "визитная карточка". Что вы делали? Пчёл, Лидочку. Всё разу понятно. Ещё люди знают "Вид на Везёлку", но я в этой работе не принимал участие. Это одни из известных фасадов, что мы делали»,
поделился Максим.
Мурал на фасаде дома на Свято-Троицком бульваре в Белгороде
Фото: личный архив Максима

Отдельно Максим отметил узоры, выполненные на тротуарной плитке для общей композиции фестиваля «Белгород в цвету».

«Очень интересным для меня оказался проект с рисованием узоров на тротуарной плитке в рамках фестиваля "Белгород в цвету". Когда нам показали эту идею, мы отнеслись к ней скептически, так как заранее знали, что краска продержится только один сезон, после чего её нужно обновить. Но после пробного рисунка я понял, что это смотрится классно. Кстати, к нам подходили жители. спрашивали, знаем ли мы, что с нами будет после этого. "Вы топчетесь по истории, так нельзя", — говорили они. Мы приводили в сравнение узоры на коврах, но нам говорили, что это другое»,
рассмеялся Максим.

При этом художник считает, что противоречивые высказывания людей не мешают работе. У каждого человека есть свой взгляд на мир, художники понимают и принимают это. 

«Любой отклик — это хорошо, ведь мы все разные. Кому-то нравятся цветы, а кто-то, если мы нарисуем бутоны, сочтёт это банальным. Художники всегда ищут новое, но зрители не всегда могут это понять»,
подчеркнул Максим.
Фото: «Открытый Белгород»

По словам Максима, для того, чтобы горожане смогли понять и принять уличное искусство, нужно просто создавать больше произведений. Так, по мнению Максима, повысится значимость стрит-арта. Люди привыкнут видеть муралы на фасадах домов и цветастые граффити, выполненные баллончиками, а значит примут их за норму. Поэтому художники «хитро повышают лояльность людей к искусству».

«Нужно, чтобы горожане видели, что это не просто баловство. Нужно, чтобы уличное искусство стало нормой и не воспринималось, как пустая трата денег. Все хотят красивые лужайки, а мы хотим красивый рисунок на фасаде»,
пояснил художник.

Современное искусство, по мнению Максима, должно вызвать эмоции. Не важно, положительно или отрицательно люди к нему отнесутся, главное, чтобы оно не оставило равнодушным.

«У нас очень сложно приучить людей к абстрактному искусству, к тому, чего они не видели. На фестивалях мы стараемся добавлять художников, которые делают нестандартные вещи. Даже здесь, на "Октябре" есть много нестандартных рисунков. Люди привыкают глазами видеть это. Просто проблема в том, что долгое время искусство во всём мире ограничивалось написание натюрмортов, портретов, пейзажей. Каких-то обычных вещей»,
рассказал Максим.

По словам художника, людям сложно привыкнуть к каллиграфии — направлению граффити, которое предусматривает работу с буквами и шрифтами.

«К каллиграфии очень хорошо относятся в Мексике. Там очень много таких фасадов. Можно подумать, что было бы больше фасадов с каллиграфией в какой-нибудь арабской стране, ведь у них особенное начертание в письме. Но нет, в Мексике это больше распространено, да и народ лучше относится. У нас, например, есть вязь. Но я бы не сказал, что с ней есть очень много фасадов в России»,
рассказал художник.

Личное в искусстве

«Отдушина» для Максима — небольшие студийные работы, выполненные на холсте в стиле каллиграфии. Художник подбирает понравившиеся цитаты и стилизует их в общую композицию картины.

«Большую смысловую нагрузку я вношу в работы, которые делаю для себя на холстах. Я люблю цитаты с разными мудростями. Например, на этой картине написано: „Нет ветра — берись за вёсла“. Каждый эту фразу поймёт по-разному. Вот представьте, если бы я сделал такую, только в десять раз больше, в два этажа. Я думаю, она была бы по-разному оценена»,
поделился Максим.
Фото: «Открытый Белгород»

Ещё Максиму нравится вписывать в свои картины очертания городов. По словам художника, это уже стало его фирменной «фишкой», которая придаёт ему узнаваемости в граффити-сообществе.

Фото: «Открытый Белгород»
«Каждый художник стремится к тому, чтобы его узнавали. У меня есть вот эти города. Я был на фестивале в Ставрополе в этом году, мы рисовали на стенах. Шла прямая трансляция для зрителей, во время которой ведущий, проходя мимо моей работы, сказал: "Круто! Мы такого ещё не видели". Мне было очень приятно, что я отличился среди других художников»,
рассказал Максим.
Граффити-фестиваль в Ставрополе «Кардо»
Фото: личный архив Максима

Для того, чтобы всегда оставаться в ресурсе, Максиму помогает главный человек его жизни — супруга Екатерина. По словам художника, он очень «несистемный» человек, как и многие творческие люди, но Екатерина всегда помогает ему систематизировать свою жизнь. Так супруга взяла на себя ответственность за организацию фестивалей и других мероприятий.

«Художники — очень несистемные ребята. А жена занимается организационной работой. Вообще она моя опора и поддержка. Именно она подтолкнула меня к творчеству и предложила начать рисовать после того перерыва»,
поделился Максим.

Художник отметил, что супруга играет большую роль в его творчестве. Многие называют их совместную работу семейным делом.

«Как у нас говорят, семья Кобзевых — амбассадоры граффити-движения»,
смеётся Максим.

О стрит-арте на Белгородчине

По словам Максима, уличное искусство в Белгороде и области развивается быстро и стремительно.

«Сейчас мы наблюдаем большой скачок, большой рост. Я думаю, все понимают, что это не только наша заслуга, но и властей города. Они поняли нашу задумку с легальными граффити-стенами и разрешили её осуществить. Кстати, нигде в Черноземье нет такой граффити-стены, как у нас, официально открытой»,
подчеркнул Максим.

Художник рассказал, что муралы и граффити-стены должны располагаться ближе к людям, чтобы жители могли смотреть на работы во время прогулок или по дороге на работу. По словам Максима, людям самим будет интересно находить новые яркие изображения на фасадах зданий или устаревших заборах. Кроме того, это позволит людям научиться отличать плохие работы от хороших.

«Обыватель может начать обращать внимание на то, на сколько качественно выполнена работа. Например, увидит сочетания цветов — конфликтны они или нет. Рассмотрит, как работа вписана в окружающую среду, на сколько она здесь уместна. Например, человек интуитивно понял бы неуместность, если бы вместо мурала с пчёлами мы нарисовали что-то тяжёлое»,
пояснил художник.

На вопрос о том, может ли появиться в Белгороде новый Бэнкси (английский андеграундный художник стрит-арта — прим.), Максим ответил, что нет.

«А зачем? Он же перестанет быть тогда интересным. Такие люди индивидуальны. Бэнкси внёс большой вклад в направление стрит-арта. К нему можно относиться по-разному, но его заслугу отрицать нельзя. Художники могут смотреть на чужие работы и брать что-то новое для себя, но в повторении смысла нет»,
пояснил Максим.
Нашли опечатку в тексте?
Выделите ее и нажмите ctrl+enter
Авторы:Алиса Голод
Читайте также
Выбор редакции
Материал
Экономика Сегодня, 18:18
4,8 млрд рублей инвестиций принёс Белгородской области ТОР «Губкин»
Материал
Бизнес26 сентября , 11:54
«Время своих героев»: что ждёт новоиспечённых белгородских бизнесменов, вернувшихся с СВО
Материал
Культура24 сентября , 14:22
«Любой отклик — это хорошо»: как художник Максим Кобзев развивает граффити-движение на Белгородчине