Мы хорошо относимся к удалёнке. У нас всегда были и есть сотрудники на удалёнке. Мы работаем, как и все, в задачнике, поэтому процессы даже не меняли. Другой вопрос, что все иногда «устают» от виртуального общения. Скучают по живому.
Сейчас у нас только пара человек работает удалённо: DevOps, маркетолог и менеджер по продажам. Время от времени некоторые берут время для выполнения отдельных проектов и «уходят на удалёнку» для полной концентрации.
У традиционного формата и удалённого есть свои плюсы и минусы.
У нас все сотрудники заметили, что в плане последовательного выполнения задач удалёнка благоприятнее. Меньше отвлекающих факторов, никто не «дёргает» быстрыми вопросами, которые иногда выбивают из потока и потом необходимо дополнительное время, чтобы снова погрузиться в задачу.
Минусы — абсолютно обратные плюсам. Раз шансов кого‑то отвлечь меньше, то увеличивается время на получение обратной связи по тому или иному вопросу. Напишешь иногда уточнение, а ответ приходит только к вечеру, когда человек добрался до просмотра входящих.
На нашей работе карантин из‑за COVID-19 не так сильно сказался. Так как нас не отнесли к пострадавшим от него предприятиям, мы были на удалёнке только неделю, потом вернулись в офис. С другой стороны, видим, как наши клиенты, а это бизнес, тяжело справляются с карантином. По нашим наблюдениям, весной рестораны и кафе были в очень тяжёлом положении.
Для IT-компании удалёнка — это очевидная возможность уменьшить риски для здоровья сотрудников и продуктивности работы.
Весной, как только стало понятно, что есть риск введения карантина мы стали готовить инфраструктуру и сотрудников к переходу на удаленную работу. С учетом того, что значительная часть контуров для разработки и тестирования у нас и так находится на удалённых площадках заказчиков, мы успели всё сделать вовремя и хорошо справились.
Примерно 90% всех наших сотрудников перешли на удаленный режим. Несколько человек работает в офисе, так как у них сложные условия работы дома: маленькие дети, плохой интернет и так далее. При этом у нас соблюдаются все необходимые меры предосторожности.
Эффективность работы компании осталась на том же уровне, что и до перехода на удалёнку. На мой взгляд, это хороший результат. Я благодарен всем коллегам за высокий профессионализм.
Из плюсов: люди не тратят время на дорогу в офис и обратно. Соответственно, у них больше времени остаётся на семью и личные дела. Из минусов — порой не хватает живого общения. В плане передачи эмоций, скорости обмена идеями видеоконференции уступают работе в офисе.
Любой опыт — полезный, если делать из него правильные выводы. До 2020 года, мне кажется, мало кто был готов к таким масштабным событиям и связанным с ними ограничениям. Самое главное, что мы поняли для себя: надо серьёзнее относиться к оценке и предупреждению рисков.
Среди плюсов удалённой работы можно выделить, что сотрудники сами выбирают место работы, которое им комфортно в текущий момент. Они могут приехать в офис, могут работать из дома или кафе, а могут уехать в другой город. Классическая работа в офисе не позволяет такого разнообразия рабочих мест.
На удалёнке сразу виден уровень организованности сотрудника. Когда над человеком никто не стоит, и он предоставлен сам себе, сразу становится понятно, что ему интересно делать, насколько он заинтересован в работе и проекте, хочет ли он профессионально расти. В режиме офисной работы такие моменты не так чётко прослеживаются.
Ещё люди меньше отвлекают друг друга. Даже если тебе пишут в месседжеры круглосуточно, можно настроить приоритеты уведомлений и 2–4 часа непрерывно фокусироваться на своей работе. В офисном пространстве это практически невыполнимо.
Удаленная работа не идеальна, поэтому в ней есть и минусы. Нет четких границ начала и окончания рабочего дня, что приводит к нарушению сна, снижению физической активности. Создаётся ощущение, что ты постоянно на работе.
Особый дискомфорт, работая дома, испытывают те, у кого нет возможности организовать рабочее место дома. Важно, чтобы семья понимала, что даже находясь дома, ты должен заниматься работой, а не домашними делами.
У нас в штате есть удалённые сотрудники, среди них ребята с Москвы, как ни странно.
Для современного поколения гораздо важнее участвовать в интересных проектах, чем быть «винтиками» в крупной IT-компании. Со своей стороны, мы получаем специалистов с более четким пониманием условий труда, мотивированных и целеустремленных, не питающих иллюзий о волшебном месте, где все мечты сбываются.
Во время карантина в 2020-м нам не было тяжело. Для IT-специалистов мало что поменялось: тот же экран ноутбука, та же переписка в чатах. Значительно увеличилось количество встреч в Zoom и Skype. Но экономия времени на дороге, поездках в другие города с лихвой это компенсирует. Скорее это связано с тем, что мы активнее стали развиваться и взаимодействовать с новыми клиентами.
Благодаря этому опыту, у нас повысилась оперативность работы и скорость принятия решений. Вследствие этого сильнее почувствовали узкие места компании, над которыми еще предстоит работать в следующем году.
В целом, по этому году мы показали рост, как в количественных показателях: запущенные проекты, штат, выручка, так и в профессиональном плане: участие и победа в нескольких акселераторах, конкурсах, хакатонах.