

В феврале этого года «Открытый Белгород» заметил просьбы жителей Старого Оскола обратить внимание специалистов Управления госохраны объектов культурного наследия на еврейское кладбище в центре города. По словам горожан, старинные памятники, датируемые 19-веком, крошатся и разваливаются, а сама территория захоронений заросла сорняком и стала городским пустырём, однако никто из властей судьбой данного места не заинтересован.
Так редакция решила узнать у администрации Старооскольского округа, каковы планы руководства города на эту территорию и действительно ли история кладбища зародилась столетия назад. Администрация муниципалитета рассказала, что кладбище возникло в конце 18-го века. Тогда участок у оврага между современными улицами Ленина и Долгих выделили специально для захоронения религиозных евреев. Последние могилы датируются 50-ми годами 20-го века, за ними ухаживали родственники умерших. Новые захоронения к тому моменту производиться перестали.


По данным старожилов, из последних на этом кладбище были похоронены члены семьи Красовицких, фамилия которых упоминается в книге старооскольского писателя и краеведа Николая Белых «Частичка Родины». По данным из сети, Белых был женат на дочери местного бедного портного Бориса Ильича Красовицкого. Предположительно, сын Красовицкого — Александр Борисович — в 1970 году, к своему 60-летию, стал директором магазина № 48 «Ткани».
Как отметила одна из местных жительниц, слова которой зафиксированы в архивах Старооскольского краеведческого музея, за некоторыми погребениями до 1990 года как раз и ухаживал горожанин Красовицкий, по всей видимости, тот самый сын известного портного. После его смерти за могилами больше никто не присматривал.
В конце 50-х годов прошлого века на кладбище насчитывалось порядка 50 захоронений с хорошо сохранившимися памятниками, однако в 1976 году при строительстве водопровода и в 2000 году при прокладке новых труб часть могил была разрушена.
На данный момент на кладбище сохранились 12 памятников. Самые старые из них датируются концом 19-го века. Установлены надгробия согласно еврейским традициям — в изголовье могилы. На камнях высечены имена погребённых и даты жизни, изображения на памятниках правилами запрещены. Сами надгробия представляют собой вертикально стоящие камни четырёх видов: полукруглые невысокие, прямоугольные невысокие, вертикально стоящие с крышами, вертикально стоящие столбообразные без крыш. Надгробия более позднего периода представляют собой лежащую могильную плиту, поверх которой уложены кирпичи и цементная стяжка, образующие двускатную кровлю. Уточняется, что такие памятники выкрашены в синий цвет.


По данным администрации округа, за захоронениями всё же приглядывают неравнодушные жители близлежащих домов, при этом покос травы и кустарников на этом участке никто не осуществляет, хоть территория и находится в муниципальной собственности.
В администрации также добавили, что обращения горожан по поводу внесения еврейского кладбища в перечень объектов культурного наследия в Управление госохраны ОКН не поступали, поэтому в управление решил обратиться «Открытый Белгород».
В региональном ведомстве сообщили, что обследование старого еврейского кладбища специалистами управления не проводилось, но после нашего запроса выезд на территорию объекта всё-таки будет осуществлён для определения необходимости дальнейшего проведения оценки его историко-культурной значимости.
Редакция продолжит следить за судьбой старинного еврейского кладбища, сохранность которого беспокоит жителей Старого Оскола.












