Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
16:31, 12 ноября 2018 Территория

Не игрушки, а вклад в будущее. Зачем белгородских школьников учат создавать роботов?

«Открытый Белгород» оценил возможности железных машин и узнал, что скрывается под железными платами и как выглядит мозг робота.

Областные соревнования «Собери своего робота» прошли на площадке школы «Алгоритм успеха» в Белгородском районе. В этом году бои инженеров собрали рекордное количество участников – 185 школьников от 7 до 17-ти.

Контроллер, он же мозг

Валера Булавин в больших соревнованиях новичок. Ему всего девять, его первому роботу и вовсе два. Но это не мешает участнику объяснить, что робот – не игрушка, а его первая серьёзная разработка, которая умеет думать.

 «Мозг у него есть, только он выглядит не так как у человека, — объясняет второклассник. – Его мозг – это контроллер, который обрабатывает показатели с датчиков. Можно управлять колёсиками и моторами, создавать алгоритм действий. Мой робот умеет выталкивать других с поля, делает он это хорошо».

Подвижные «сумоисты»

Выталкивание оппонента из круга – это не просто способность машины. Тот робот, который справляется с этим лучше всех, побеждает в самой шумной номинации «Робосумо». Шумная – потому что роборинги окружены десятками малышей-болельщиков, скандирующих имена участников. Арена по эмоциям не уступает гладиаторской. В номинации – 62 участника.

Кстати, те моторы и колёсики, о которых рассказал Валера, как раз и служат инструментами в битве. Когда два сумоиста заезжают в круг, определить победителя с ходу по внешнему виду невозможно. Весят они одинаково – по килограмму. Победа зависит от правильности алгоритма и «начинки» робота. В самый неожиданный момент, когда один из железных участников уже почти подвинул соперник к черте, оппонент выкидывает финт в виде ковша или импровизированной клешни. Раунд.

SOS. Нужен паяльник

Инженерия наука не столько упрямая, сколько непредсказуемая. В Белгороде это уже шестые соревнования по робототехнике. В этот раз они проходят чётко и без форс-мажоров, но так было не всегда. Главный судья соревнований Евгений Добринский вспоминает, что были случаи, когда техника не справлялась с накалом страстей и просто выходила из строя. Взволнованные родители и расстроенные обидной накладкой дети экстренно искали паяльники, чтобы побыстрее подлатать роботов. Иногда у них получалось, и починить вышедших из строя железных участников успевали.

«Некоторые датчики очень чувствительны к свету, и роботы могут даже сгореть. Сейчас наши маленькие инженеры стали опытнее и всегда имеют в запасе план «б». Хотя важно сказать, что он редко пригождается, потому что роботы стали намного качественнее, если сравнивать с теми, что мы видели пять лет назад», — говорит Евгений Добринский.

Преодолевать с умом

Участники номинации «Перевозчик» расположились во втором зале. И там между собой соревнуются самые умные роботы. Эмоций как у «сумоистов» здесь нет. Концентрация требует тишины.

Роботы – перевозчики умеют многое. Например, определять нужный объект для перевозки и самое главное – последовательность и цвет.

«Роботы автоматизированы. Это значит, что ими никто не управляет. Они сами находят кубики, и в соответствии с задачей распознают нужные, и на время перевозят их. То есть сначала ищут зелёный, синий, а только потом красный. Если алгоритм нарушен – штрафные баллы. Это намного сложнее, чем просто бороться на ринге, и позволяет детям использовать все свои смелые идеи и раскрыть потенциал», — подмечает Евгений Добринский.

В дисциплине по соседству «Большое путешествие» и вовсе можно сломать голову. В ответ на сомнения Никита Королёв, которому 10 лет, невозмутимо отвечает: «Это для вас невозможно, а мы профессионалы».

Итак, задача – роботу нужно обойти кирпич, преодолеть закрученный лабиринт, проехать по извилистой линии и вытолкнуть из круга восемь банок. Номинация новая, объясняют организаторы. Её подсмотрели на крупных соревнованиях в Москве, чтобы проверить, на что способны в Белгороде.

«Будущее зависит от информационных технологий, и это неоспоримый факт. Если ребёнок в юном возрасте решает заниматься робототехникой, то на следующих этапах — в университете — становится успешнее. Он уже имеет об этом не просто представление, а реальный опыт и это даёт ему большие возможности работать над собственными проектами, исследовать с большим интересом и создавать новое», — отметил главный судья соревнований.

 

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×