Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
16:45, 05 февраля 2020 Точка зрения

Художница Яна Войцеховская: «Каждый день уделяю время творчеству.Считаю это своей миссией»

Персональная выставка Яны Войцеховской экспонировалась в выставочном зале «Родина». Она покорила гостей необычным форматом: картины на стекле, а не на привычных холстах, визуально дополняются ароматами, а на открытии ещё и модными образами. «Открытый Белгород» поговорил с белгородской художницей о новых выставочных форматах, творчестве и вдохновении.

Я люблю рисовать фэшн-иллюстрации. Ещё в студенчестве делала наброски, глядя на образы из модных журналов. Рисовать больше люблю линиями, а потому работаю в программе Corel Draw, векторном редакторе. Составляю объекты из линий. На моих картинах можно проследить, что даже пятна порой состоят из линий.

Сложно объяснить, почему мне нравятся линии. Все говорят: «Слушайте себя и свой внутренний голос». Я раньше не понимала этого, а сейчас применяю правило ко всем сферам жизни, понимаю, что надо слушать себя. Мнение других важно, чужой опыт может тебе помочь, но только если ты пропустишь его через призму своего внутреннего мира.

Художница Яна Войцеховская: «Каждый день уделяю время творчеству.Считаю это своей миссией» - Изображение Фото: Ольга Алексеева

Я смотрю на других художников и вижу, в каких стилях они рисуют, но я не хочу их копировать. Я смотрю, впитываю и восхищаюсь чужим стилем, могу что‑то взять от них, но применимо именно к себе.

На создание картин для персональной выставки в «Родине» меня вдохновила модель Лили Олдридж, бывший «ангел» Victoria's Secret. Ещё за полгода, как я начала отрисовывать образы, мне понравилась её фотосессия совместно с Роузи Хантингтон-Уайтли для журнала Elle Australia. Они позировали в таких воздушных образах, которые запали мне в душу.

За образ я взяла богиню Флору, а за объект — Лили Олдридж. Она стала Флорой в современном воплощении. Каждый художник, существуя в определённой эпохе, берёт своё вдохновение, особый объект, который будет воплощать богиню. Это эфемерный образ, а художнику надо брать что‑то из жизни. Как писатель, составляя рассказ, берёт какие‑то образы из жизни, так и художник.

Некоторые рисуют из головы, но для меня это высший пилотаж. Не совсем понимаю, как это происходит. Всегда беру что‑то материальное и люблю это стилизовать, показывать через свою призму.

При подготовке выставки вдохновляешься ещё и музеями в других городах и странах. Когда путешествуешь, расширяешь кругозор, видишь что‑то новое и наблюдаешь совершенно другие масштабы. У тебя открывается рот, горят глаза, и ты понимаешь, что тоже хочешь создать нечто необычное, что творчески расскажет о тебе и удовлетворит тебя. Мне важно, конечно, мнение зрителя, но если я не получу удовольствия от своей работы, разве ею насладится аудитория?

Я работала в краеведческом музее, и это помогает мне в подготовке к выставкам. Когда художник работает с выставочным залом, он не всегда посвящён во внутренние дела: как формируется экспозиция, этикетки, пространство. В краеведческом музее меня этому научили, чему я благодарна.

Любую выставку помогает готовить куратор. Он старается полностью погрузиться в твой творческий мир. Беседует, спрашивает, с чего ты начал, зачем и как задумал, даже что ты рисовал в детстве. Куратор задаёт те вопросы, которые до этого сам себе мог не задавать. Ему нужно погрузиться в жизнь художника, чтобы создать интересную экспозицию. Куратор помогает в технических моментах и экспозиционных, делится знаниями.

Нестандартность выставки заложила первый куратор от «Родины» — Виктория Гребнева. Она сказала, что, в принципе, в выставочном зале проходят классические и стандартные открытия, а хочется попробовать что‑то новое. Потому начали размышлять, как помочь зрителю воспринимать картины по‑другому. А Евгения Каракай – мой второй куратор, помогла воплотить все задуманные идеи в реальность.

Художница Яна Войцеховская: «Каждый день уделяю время творчеству.Считаю это своей миссией» - Изображение Фото: Ольга Алексеева

Я познакомилась с дизайнером Оксаной Шиповских, увидела её наряды и поняла, что хочу, чтобы она создала что‑то для меня. Если честно, думала, что она поделится уже готовыми нарядами, а она за 15 дней отшила абсолютно новые. Они потрясающие! На открытии у каждой картины стояла девушка в дизайнерских тёмных платьях, и они здорово контрастировали со светлыми стенами и картинами.

На открытии мы дополнили картины ароматами. В прозрачных колбах стояли искусственные цветы, в которые заранее добавили эфирные масла. Зрители могли соотнести аромат с картиной. У всех разные ассоциации, тем интереснее. Для кого‑то определённый запах домашний и родной, а у кого‑то связан с морем и Крымом.

Печать картин на стекле — задумка не новая, но и не простая. Сначала планировала напечатать работы на оргстекле размером метр на метр, и чтобы оно было непрозрачное — белое. Начала обзванивать специализирующиеся компании, узнавать о непрозрачном стекле. В одной из них менеджер меня спросил: «А в чём тогда смысл стекла?» И я задумалась, почему не готова рассмотреть вариант с прозрачным стеклом? Сделали фоновую подложку белую, благодаря этому ещё и получилась тень.

Для каждой выставки стараюсь готовить что‑то новое, поскольку работы, выставленные раннее, меня уже не интересуют. Они старые, а на выставке хочется показать себя настоящую. Стараюсь задействовать новые материалы.

Каждый день уделяю время творчеству. Называю это маленькой миссией. Это может быть и пять минут, и пятнадцать. Когда слишком устала, нарисую одну закорючку и успокоюсь. Главное, какое‑то действие совершить. Творчество — регулярный процесс, который зависит от моего состояния и времени.

Если говорить прямо, я беру фотографии и рисую поверх них. Как референсы идут фото из журналов, снимки цветов для выставки, например, брала у букетной Secret Garden. У них интересные ракурсы для съёмки всегда. Некоторые специалисты говорят, что при таком способе рисования потеряются пропорции, но для этого существуют другие способы — можно делать скетчи вживую, по‑другому руку отрабатывать.

В моём портфолио есть и зарубежные заказы. Делала иллюстрации для ресторана в Калифорнии. Одну из иллюстраций посвятили виду, который открывается с террасы ресторана: небольшой островок, деревья, горы, и рядом проплывает кит. Изображение потом распечатали на футболках.

Художница Яна Войцеховская: «Каждый день уделяю время творчеству.Считаю это своей миссией» - Изображение Фото: Ольга Алексеева

В Белгороде занимаюсь росписью стен. Мои работы можно найти возле бывшей кофейни «Грильяж» рядом с рестораном «Корчма» — там нарисован рисунок с вензелями и Эйфелевой башней. В Mesto Grill закрыли пространство, которое я расписывала, а другое открылось недавно — фитнес-студия Neon. Владелицы меня сподвигли на использование ярких пятен. Они были воодушевлены и жаждали ярких цветов, поэтому мы сделали сочные линии, олицетворяющие прожекторы. Ещё расписывала стены в кофейне «Пастила», «Точке кипения», туристическом агентстве «Мозаика путешествий» и детской стоматологической поликлинике Белгорода. Роспись стен могу осуществлять как и сама, так и совместно с другими художниками.

Нет, я не расстраиваюсь, когда закрывают пространства с твоими работами. Когда рисуешь, ты отпускаешь. Ты создал, а что с этим будет дальше — воля вселенной.

Не пропустите главное
Подпишитесь на рассылку «Открытого Белгорода» и получайте самые интересные новости первыми
Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×