Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
17:15, 11 февраля 2020 Точка зрения

Кино наизнанку: креативный продюсер Юрий Чалов раскрыл секреты киноиндустрии

Юрий Чалов — староосколец. Пару лет назад он уехал в Москву, мечтая заниматься кино, а теперь работает креативным продюсером кинокомпании «Горизонт событий». За его плечами Академия Никиты Михалкова, работа над фильмами «Союз спасения» и «Ярды», а впереди — кинолента «Внеклассные чтения». О закулисье киноиндустрии он рассказал студентам факультета журналистики НИУ «БелГУ», а мы записали интересное и полезное.

В 2015 году я уехал в Москву. Решил завязать с мелким видеопроизводством и перейти именно в кино. Искал возможность, где поучиться, и пошёл в Академию Никиты Михалкова. Ходил на короткие курсы, но это было несерьёзно. Хотелось на большой. Подвернулась удача, и я поступил на курс к Леониду Верещагину, генеральному продюсеру «Студии ТриТэ» Никиты Михалкова. Там я год учился на шестидневке по полной программе, а сразу после учёбы пошёл на проект «Союз спасения».

До этого я занимался почти всем, кроме грима, когда сам работал на телевидении или снимал рекламные видео. А в кино попал через продюсерский факультет. При этом я могу что‑то придумывать и писать, а потому сейчас совмещаю продюсирование и творчество — работаю креативным продюсером.

Кино наизнанку: креативный продюсер Юрий Чалов раскрыл секреты киноиндустрии - Изображение Фото: Виктория Муратова

Продюсер в кино — это предприниматель, одним словом. Он рискует своими средствами, инициирует проект, чтобы извлечь из него выгоду. Для этого он собирает команду — людей, которым делегирует часть полномочий, и уже они будут выполнять основной объём работы.

Допустим, относительно проекта «Союз спасения» у нас распределение шло по нескольким направлениям: кто‑то курировал художественно-постановочный цех: грим, костюмы, реквизит; кто‑то занимался площадками и искал места, где достоверно снять Санкт-Петербург 1825 года. Восстание на площади, в итоге, снимали в большом павильоне парка «Патриот» в Москве, где мы всё внутри завесили зелёной тканью. Потому что сейчас невозможно закрыть на 30 дней Сенатскую площадь в Петербурге, распахать там всё, повоевать и пострелять. Весь Питер будет стоять, это невозможно.

Для фильмов мы также делаем локации сами, а не снимаем в готовых. Главное, чтобы на экране выглядело достоверно. Под Шебекино снимали Украину для «Союза спасения», например. В фильме «Ярды» у нас был модный показ, который мы сняли в заброшенном заводе. Поставили свет, дорожку для моделей. В самом кадре не видно, в каком пространстве это снято.

В киноиндустрии ты вкладываешь деньги, вкладываешь, потом ещё вкладываешь и до конца проката ничего обратно не получаешь.

50% доходов от проката себе забирают кинотеатры. Дальше с этих 50% около 10–18%, как договоритесь, забирает кинопрокатная компания. Она помогает сделать роспись — определить, в каком количестве кинотеатров покажут фильм, в скольких залах, какое будет расписание. Зритель приходит в кинотеатр и видит, есть сеансы в 10 утра, а есть вечером. Если фильм расписан только утром, то скорее всего зритель на него не дойдёт. А если с 17:30 до 21:00, сборы будут получше.

Остаток от всех вычетов и достаётся вам. В среднем, это около 45 рублей с одного купленного билета. Если фильм сняли за 20 млн рублей, то делим это на 45, и понимаем количество людей, которые должны посмотреть кино, чтобы мы окупились в ноль.

Есть ещё такое понятие — лимит затрат, то есть та сумма, выше которой мы не можем прыгнуть. Режиссёру-дебютанту не дают больше 25–30 млн рублей. Если будет стоить дороже, скорее всего не окупится, потому что режиссёр без имени, актёры снимаются неизвестные.

Кино наизнанку: креативный продюсер Юрий Чалов раскрыл секреты киноиндустрии - Изображение Фото: Виктория Муратова

Производство кинофильма строится из нескольких этапов. Первый — «девелопмент». Это настоящие муки продюсера. Он придумал идею, звонит сценаристу и просит у него помощи в оформлении. Так что первым на проект приходит сценарист, а если это сериал — целая сценарная группа, потому что он в одиночку не пишется.

В России написание сценария стоит где‑то от одного до семи миллионов рублей, но это уже топовые специалисты.

Дальше идёт презентация проекта, ищут партнёров и инвесторов. Идея созревает. Приглашается режиссёр, который осмысляет, как он будет это снимать, в каком жанре и с какими образами. Фильм переходит в стадию «пред-продакшн». Собирается режиссёрская группа и разрабатывает съёмки, художественная — какие будут декорации и костюмы. Такие же цеха работают операторские, звукорежиссерские. 90% работы над созданием фильма проходит здесь.

Съёмочный день стоит дорого, поэтому на стадии «пред-продакшна» прорабатывается всё детально, а на самой площадке идёт непосредственно работа. Например, бюджет фильма «Союз спасения» — 1 млрд рублей. Один съёмочный день такого фильма стоит от четырёх до восьми миллионов рублей в зависимости от загруженности смен, массовки и прочего.

Если на одной площадке проходит пять сцен в разное время фильма, то мы собираем их вместе и снимаем буквально за два дня: что‑то из начала, что‑то из середины и из конца ленты. Запланировано на улице 20 сцен — всю неделю снимаем их на одной площадке. Поэтому артисты вынуждены в голове держать весь фильм, весь свой образ и так его играть на экране, чтобы зритель поверил, что это всё происходило в разное время. По сюжету 10 лет прошло, а мы снимали вчера и сегодня.

Третья фаза — «продакшн», производство. Сюда относятся съёмочные смены. Есть такое понятие — выработка, то есть сколько мы за день можем снять фильма. Обычно у полнометражной картины за день снимается 2,5 минуты, а у сериала — от шести до восьми минут. Там снимается гораздо быстрее, потому что более простые кадры без сложных сцен.

Следом идёт «пост-продакшн». Материал монтируется, рисуется графика, пишется музыка, зачищается всё, что не нравится.

Кино наизнанку: креативный продюсер Юрий Чалов раскрыл секреты киноиндустрии - Изображение Фото: Виктория Муратова

Ещё один этап, но не по очерёдности — промо-кампания. Её желательно начинать со стадии «девелопмента», когда процесс пошёл. Начинаете вести соцсети проекта, рассказываете, что за кино будете снимать. Или приглашаете прессу на производство, чтобы они снимали бэкстейджи и репортажи.

От активности промо-кампании зависит та самая роспись, поверят ли в проект кинотеатры. За это в киноиндустрии идёт самая ожесточённая борьба. Снять фильм — это вообще просто, а вот прокатить его — тяжело.

Начинается стадия проката. Актёры сходили к Урганту и Дудю, снялись для Vanity Fair, и дальше фильм выпускается в кинотеатрах. Обычно от двух до шести недель фильм находится в прокате. Если он хорошо заходит аудитории, может провисеть и два месяца, что сейчас происходит с «Холопом», можно заметить.

Если на него ходят люди, его держат. Не ходят — начинают убирать буквально с первой недели: ставят меньше сеансов, передвигают на утро.

Премьеры фильмов назначаются на четверг, чтобы до пятницы-субботы журналисты успели посмотреть кино и выдать на него свои рецензии. Устраиваются предпоказы. Они нужны, чтобы создать инфоповод и запустить первые отзывы. Тяжело, когда открываешь информацию о фильме, а рейтинга у него нет. Будто покупаешь кота в мешке.

Предпоказы позволяют тестировать, как реагирует аудитория, стоит ли больше вкладываться в прокат, считывает ли она основной посыл фильма. Фильм «1917», обладатель трёх номинаций «Оскара», за две недели до всемирного проката вышел в Америке в ограниченный прокат в маленьком числе кинотеатров. Они тестировали, как пойдёт народ и стоит ли больше вкладывать денег в основной прокат.

Первая неделя проката приносит где‑то 50–60% сборов. Допустим, вышел фильм и собрал в первый уикэнд 300 млн рублей. Мы понимаем сразу, что он соберёт за весь прокат 500–600 млн. На второй, третьей и последующих неделях сборы падают.

Кино наизнанку: креативный продюсер Юрий Чалов раскрыл секреты киноиндустрии - Изображение Фото: Виктория Муратова

После проката фильм живёт на стриминговых сервисах: Okko, «Кинопоиск», IVI и других. Сюда же можно отнести и показы фильма по телевизору, всё, что не в кинотеатре. Создатель «Бумера» до сих пор получает гонорары за повторные показы и продажи в другие страны, например.

Продавать могут и права на реализацию. Фильмом «Кома», который сейчас идёт в кинотеатрах, заинтересовался Голливуд, понравилась концепция. Там хотят пересобрать каст с известными голливудскими актёрами и сделать абсолютно такой же фильм. В России многие ленты — это ремейки и адаптации кино из Узбекистана и Туркменистана.

Может и режиссёр переснять один и тот же фильм. Я знаю историю Роберта Родригеса. Он снял ленту «Музыкант» с друзьями на простую ручную камеру. Вложил в неё свои накопления. Фильм получился бюджетом в $7 000. «Музыкант» вышел в небольшой прокат и хорошо собрал $8 млн. Компания Miramax заинтересовалась успехом ленты и предложила режиссёру переснять, но актёров главных ролей заменили на известных Антонио Бандероса и Сальму Хайек. Назвали «Отчаянный». Тут уже вложили $7 млн, а заработали на нём больше 300.

Российский пример — «Ну, здравствуй, Оксана Соколова». Парень писал короткометражку, но уже на этапе сценария ему предложили проработать полный метр. Так и выпустили одноимённый фильм.

Не пропустите главное
Подпишитесь на рассылку «Открытого Белгорода» и получайте самые интересные новости первыми
Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×