Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
09:51, 14 мая 2020 Точка зрения

Учимся онлайн: как сделать эффективным образование в условиях самоизоляции

Дистанционка в самом разгаре.В онлайн переместилось не только обучение школьников и студентов, но также профессиональные и личностные мастер-классы, а некоторые платформы даже сделали курсы бесплатными на время самоизоляции. Как не потратить это время зря, действительно начать учиться дома и получить результат — ОБ рассказал эксперт по эффективным стратегиям мышления и обучения Александр Ляльченко.

Плюсы учёбы онлайн

У многих вызывает сомнение утверждение, что удалённо можно чему‑то научиться. У стандартного формата обучения, когда ты в одной аудитории с педагогом и контактируешь с ним, определённо есть преимущества, но у онлайна свои плюсы.

«Онлайн-обучение будет выигрывать, потому что у человека есть запись курса, и он может пересмотреть её несколько раз, параллельно изучить другой источник, нажать на паузу и обдумать услышанное, — объясняет Александр Ляльченко. — Ещё одно преимущество онлайновых площадок — это моментальная обратная связь. Например, ты решаешь математический пример, и тебе моментально приходит ответ: верно ты решил или нет. С точки зрения обучения, это очень классная вещь».

Другая сторона вопроса эффективности онлайн-обучения — это навыки, на улучшение и развитие которых нацелен образовательный процесс. Если это когнитивные навыки, например, математика, то ей учиться онлайн удобно и комфортно, а вот чувственный опыт дистанционно прокачать сложно.

«Например, массаж или публичные выступления, то есть всё то, что подразумевает под собой поведенческий навык — проигрывает в данном формате по одной простой причине. Человек не может получить обратную практическую связь, поэтому ему сложно сделать процесс на 100% эффективным. Особенно, если мы говорим об обучении с нуля. Здесь онлайн подходит разве что для профессионалов, которые улучшают свои навыки и умения».

Если подобным навыкам, связанным с телом и чувствами, хочется научиться с нуля, то желательно личное участие эксперта, чтобы он давал непосредственную обратную связь и влиял на процесс обучения.

Важный момент — планирование учёбы

Чтобы не потеряться в море возможностей и грамотно спланировать образовательный процесс, Александр Ляльченко рекомендует первым делом чётко определить, что хочется изучить и зачем. Затем спланировать время и подготовить рабочее место.

«Необходимо регламентировать время: когда вы учитесь, а когда нет. И завести отдельное специальное место для учёбы. Важно чётко поделить пространство на зоны и обозначить для себя, что здесь вы только учитесь с этого и до такого времени. И на этот период минимизировать раздражающие факторы. Такие шаги позволят повысить эффективность учебного процесса», — отмечает эксперт.

Что ещё мешает эффективному обучению?

У каждого человека собственный набор отвлекающих факторов, но есть схожие проблемы. Первая — отсутствие чёткого понимания цели обучения. Это распространённая ошибка, которая изначально ведёт образовательный процесс по неэффективному пути. Учёба ради учёбы не даёт результата и не позволяет грамотно структурировать материал относительно своих целей.

«Вторая ошибка — это наша попытка научиться всему и сразу, — рассказывает Александр Ляльченко. — Например, почему у нас в стране так всё плохо было с футболом? Детей просто выпускали на поле, давали мяч и говорили: «Играйте». В это же время на западе был структурированный процесс обучения. Сначала дети 10 минут осваивают технику сильного удара, потом ещё 10 — точного удара. Лишь после того, как оба навыка освоены по отдельности, их начинают объединять. Поэтому общей рекомендацией будет — не учиться всему и сразу, а разделять сложный навык на составные элементы и прорабатывать каждый отдельно».

Не стоит забывать об обратной связи. Эксперт отмечает, что важно продумать инструмент, который бы моментально сообщал о том, насколько правильно вы выполняете упражнения и практические действия. Ключевой элемент здесь — скорость ответа. Это позволяет вовремя скорректировать обучение.

«Третья ошибка — недостаточная интенсивность на начальном этапе. Если мы осваиваем навык с нуля, то наша задача — дать максимально высокую интенсивность проработки, чтобы в мозгу зафиксировалась идея, как это действие правильно совершать. Например, если на протяжении 20 лет каждый день чистить по одному апельсину, то скорость чистки вряд ли изменится. А если вас однажды за один присест попросить почистить 100 апельсинов, то наверняка в голове выработается стратегия, которая позволит чистить апельсины в несколько раз быстрее. И это за один день, а не 20 лет».

К отвлекающим факторам относятся социальные сети, компьютеры с установленными играми, сериалы. На этот счёт у Александра Ляльченко готов лайфхак — заводить отдельную учётную запись для учёбы. В ней должны быть заблокированы социальные сети, игры и доступы к развлекательным программам.

«Обязательно рекомендую использовать получение похвалы и подкрепления обучения. Одна из самых значимых проблем заключается в том, что у человека отсутствует привязка. Я должен что‑то сделать ради туманной перспективы, которая будет актуальна через пять лет. У человека должно быть понимание, что, если он сейчас учится, это хорошо, а потому ему нужны положительные подкрепления и поощрения за каждый акт учёбы».

Похвалу нужно разумно соотносить с затраченными силами — за 10 строчек текста не нужно награждать себя неделей лени. Награда должна соответствовать объёму работы.

Что делать, если учиться не хочется?

Универсального механизма, как заставить себя учиться, не существует. Стандартные советы по мотивации могут не сработать в каждом конкретном случае, потому что каждый человек уникален, и у каждого внутри собственный мотивационный профиль.

Ключом к разгадке, что же поможет конкретно мне, является понимание того, что больше всего привлекает. Для одних это долгосрочная перспектива, например, в будущем поступить в вуз мечты, а для других важна ситуативная реакция — мама похвалит, начальник не поругает.

«Универсальный совет — изучите себя и свои привычки. Постройте процесс обучения на основе прошлого опыта, то есть так, как вы уже раньше успешно учились. Воспроизведите те условия».

Обучение — это преодоление себя, потому что в процессе человек осваивает то, чего до этого не делал. Такие вещи не будут сразу получаться так, как этого возможно хочется. Поэтому на начальных этапах и наблюдается момент внутреннего сопротивления относительно ожиданий и реальности.

«Если мы сталкиваемся с подобным сопротивлением, что у меня это не получается, мне не нравится терпеть неудачу, то это состояние нужно преодолевать и прорабатывать. Возможно, обращаться к психологам, возможно, самостоятельно. В зависимости от того, насколько тяжёлое сопротивление и насколько самому человеку важен результат».

Полезные секреты

Не пропустите главное
Подпишитесь на рассылку «Открытого Белгорода» и получайте самые интересные новости первыми
Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×