Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
14:03, 13 августа 2021 Точка зрения

Елена Шмелева: аккредитация для белгородских вузов станет бессрочной с 2022 года

Фото: Пресс-служба ОНФ

По мнению руководителя центра «Сириус», это не только снизит нагрузку с коллективов, но и позволит защитить студентов от рисков.

Сопредседатель ОНФ, руководитель образовательного центра «Сириус» Елена Шмелева отметила, что на смену периодической аккредитации вузов должен прийти мониторинг. Такое заявление она сделала на стратегической сессии «Реализация партийных проектов». 

Участники подняли проблему субъективности в проведении аккредитации, из‑за которой вузы могут лишиться лицензии, даже если причины противоречат здравому смыслу. Это наносит вред студентам, которые просто не могут окончить вуз и тратят время на перевод в другие учебные учреждения. 

«В ряде случаев мерилом соответствия Федеральной государственной образовательной программы являются очень субъективные вещи. Они зависят от трактовок экспертов, которые привлекают для проведения аккредитации. Например, на титульном листе программы было указано «основная образовательная программа» вместо «основная профессиональная образовательная программа». Это признавалось нарушением ФГОС. На смену периодической аккредитации должен прийти аккредитационный мониторинг, что станет возможным при введении бессрочной аккредитации», — заявила Шмелева. 

Участники встречи от педагогического сообщества отметили, что нужно будет разработать адекватные аккредитационные показатели, что ситуация не повторилась вновь. Шмелева согласилась и отметила, что разработка таких показателей уже производится. Они будут максимально приближены к целям качественного преподавания, а не для формальной отчетности.

Руководитель образовательного центра предложила включиться в работу преподавательскому сообществу. Разработка показателей будет идти на платформе ОНФ.

«В том, что касается реализации механизма аккредитационного мониторинга, то мы бы хотели, чтобы сбор показателей не был связан с заполнением форм, а автоматически генерировался из мониторингов вузов. Это во многом снизит нагрузку на коллективы, которые занимаются тем, чтобы соответствовать существующим сегодня показателям», — отметила Шмелева. 

Белгородские вузы регулярно проходят аккредитацию. Так, НИУ «БелГУ» прошёл её в этом году в онлайн-формате. Вуз оценивали 66 экспертов из различных научно-образовательных учреждений страны. Собранные для аккредитации документы, характеризующие образовательный процесс, качество образовательных программ, квалификацию преподавателей, материально-техническое обеспечение образовательного процесса, были переданы экспертам в электронном виде. Объём информации превысил терабайт. Ректор вуза, профессор Олег Полухин отметил тогда, что прохождение государственной аккредитации в дистанционном формате – это большое испытание и новый опыт. 

Белгородский государственный институт искусств и культуры реализовывает 18 программ среднего профессионального образования и 45 программ высшего образования. Наличие федеральной лицензии обязывает вуз соответствовать требованиям федеральных государственных образовательных стандартов. 

«Участие в процедуре проверки такого соответствия – государственной аккредитации образовательной деятельности, проводимой один раз в шесть, ранее в пять лет, очень трудоёмкий процесс. Тем более, что подлежащие контролю сведения регулярно попадают в различные мониторинги и статистические отчёты», – отметила первый проректор, кандидат педагогических наук, доцент Ольга Киреева

По её словам, сложность прохождения процедуры аккредитации заключается в том, что весь коллектив вуза вынужден мобилизоваться, оторваться от реализации образовательного процесса и перенаправить свои силы на комплексную актуализацию документов. При этом, их соответствие или несоответствие требованиям стандартов во многом зависит от субъективной трактовки экспертов.

«Полагаю, что регуляторная гильотина и бережливое управление действительно в ближайшем будущем позволят устранить избыточную административную нагрузку на вузы в форме аккредитации образовательной деятельности и укрепить связи вузов с потенциальными работодателями на основе контроля качества результатов образовательной деятельности, преобразовав «карательные» контрольно-надзорные функции в конструктивные методические действия, направленные на повышение благосостояния социума», — добавила Ольга Киреева. 

 

Не пропустите главное
Подпишитесь на рассылку «Открытого Белгорода» и получайте самые интересные новости первыми
Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×