Перед занятием на входе в аудиторию встречает молодой преподаватель клуб развития «Умный кит» Инна Жукова. Она молода на вид, но опыта специалисту не занимать.
Каждый этап взросления ребёнка очень важен и предполагает приобретение определённых навыков, умений и знаний, говорит Инна. По её словам, клуб создан для того, чтобы помочь детям в процессе их всестороннего развития, преодоления страхов и адаптации к новым условиям — будь то детский сад, школа или различные секции.
«Мы занимаемся с детьми от 4 до 17 лет. Хотя в мою группу в декабре прошлого года пришёл мальчик, которому всего 3,5 года, и он уже учится читать. С малышами занимаемся по программе подготовки к школе, курс для подростков называется «Скорочтение, развитие памяти и интеллекта». Также в нашем клубе есть программы по английскому и русскому языкам, каллиграфии», — рассказывает преподаватель.
В клубе очень тесно работают с гиперактивными деться. Как отмечает Инна, гиперактивность — это не прихоть избалованного ребёнка, это данность, с которой следует работать. В обычной школе на таких детей попросту ругаются. Педагог уверена — к каждому просто необходимо найти свой подход. Причём в клубе есть педагог, который работает с детьми-аутистами. Для таких ребят составляют индивидуальную программу. И тогда «особенные» ребята тоже добиваются больших успехов.
«Конечно же, самое главное заключается в том, чтобы каждый ребёнок добился успеха в меру способностей и возможностей. Наш клуб — не школа, здесь нет красных ручек и плохих отметок. Дети сами записывают свои результаты в таблицы и наблюдают за тем, как сами же бьют свои рекорды. За каждый «рекорд» они получают наклейку, которую клеят себе на рабочую тетрадь. В конце года мы проводим награждение тех ребят, которые больше всех собрали таких наклеек. Безусловно, этот дух азарта стимулирует их к ещё большему труду», — рассказывает о процессе обучения Инна Жукова.
И упор в клубе, по словам педагога, делают на творчество. Постоянная смена деятельности не даёт воспитанникам заскучать. В среднем на полуторачасовом занятии проходит до 50 упражнений, которые занимают не более трёх минут. В перерыве детям предлагают разные игры, направленные на совершенствование их речи.
Методик обучения огромное количество. Некоторые в клубе разрабатываются самостоятельно разрабатываем сами, но и не исключают проверенные упражнения.
Это таблицы в форме квадрата со случайно расположенными в них цифрами. Нужно смотреть в середину этого квадрата, и попытаться боковым зрением посчитать по порядку цифры. Это помогает развитию периферического зрения, концентрации внимания, что очень важно при обучении скорочтению. Такое умение позволяет «захватывать» предложение целиком.
Специальная игра тоже развивает скорость концентрации. У ребят в рабочих тетрадях есть слова, написанные в столбик. Преподаватель называет столбик и слово, а ученики должны его найти и назвать, какое оно по счёту от начала.
Схожее с игрой – классическое упражнение «Поиск слов» — нужно найти слово среди сплошного набора букв.
Для развития логических способностей используются упражнения на память, например, «Закономерности». Здесь нужно запомнить все картинки и найти повторяющиеся, но с одним изменением — картинки расставлены строго в каком‑либо логическом порядке: ромб, отсечения и так далее.
«Также мы даём задания на счёт. Ребенку десяти лет в минуту нужно решать 50 примеров, а взрослому — все 70. Мало кто из нас с этим справится, верно? Для нас главное развить не какую‑то одну способность, а воспитать грамотно мыслящего человека», — объясняет преподаватель.
Ещё одним важным направлением является развитие вариативности мышления. Детей учат находить ассоциации, шифровать текст в символы и мыслить картинками. Для чего это нужно?
«К нам однажды пришёл взрослый 17-летний парень, отзанимался восемь месяцев и пошёл учиться в университет. Он рассказывает, что эти знания помогают ему шифровать свои же рефераты и доклады, выступать на публике, не забывая свою речь», — приводит пример Инна Жукова.
Очевидно, что в школе дети не могут получить всех этих знаний и навыков, констатирует Инна Жукова. Иначе бы подобные клубы по всей стране просто не появлялись бы. Спрос здесь и правда стимулирует предложение. И не одно.
«Детям тяжело фантазировать, потому что в школе их учат шаблонно мыслить: прочитал, пересказал и тут же забыл. Наша задача помочь им не просто быстро читать или хорошо считать, а думать и анализировать. Мне кажется, это благая цель», — уточняет педагог.