Local Logo
Новости Белгорода и Белгородской области
100.68
+0.46$
106.08
+0.27
+0 °С, облачно
Белгород

Кадры для цифровой экономики: мнения Минэкономразвития, Белгородской области и «Яндекса»Статья

13 сентября 2019, 16:16

Всероссийский форум информатизации «Проф-IT», который в эти дни проходит в Белгороде, стал площадкой для обсуждения актуальных вопросов цифровой экономики в России. Темам импортозамещения технологий, защиты информационной инфраструктуры, инновационных региональных практик и, конечно, проблеме подготовки кадров посвятили тематические секции.

Как проблему решают на федеральном уровне

Федеральный проект «Кадры для цифровой экономики» на форуме представил директор департамента социального развития Минэкономразвития России Святослав Сорокин.

«Одна из проблем, которую нам обозначают компании, что мы слишком долго готовим специалистов. Они учатся по 4 года на бакалавриате, а когда заканчивают, их уже надо переучивать под новые реалии, — рассказывает Сорокин. — А ещё у нас дефицит кадров в IT — открыто 300 000 вакансий, и некого брать. Потому что мы готовим не тех».

В борьбе с неправильной подготовкой кадров у Минэкономразвития есть ответ — создать центры ускоренной подготовки на базе вузов. А уже в них совместно с работодателями и компаниями готовить узкопрофильных и необходимых специалистов, которых по итогу не надо переучивать. Задача сложная и долгосрочная, ведь под неё нужно разработать новые образовательные стандарты.

Другая сторона проекта охватывает сотрудников всех сфер, а не только IT-специалистов. Перед Минэкономразвития стоит задача по переобучению и перепрофилированию тех кадров, которые при цифровизации общества в будущем окажутся без работы. Людям помогут остаться востребованными специалистами.

«Задача проекта шире, — отмечает Святослав Сорокин. — Нам нужно поменять систему, которая будет выпускать специалистов любой сферы, хоть той же культуры, обладающих компетенциями цифровой экономики. Это не только знания и владение гаджетами, но это и правильная коммуникация, умение взаимодействовать в среде, которая постоянно меняется».

А как в Белгородской области

В нашем регионе задачу также поделили на две стороны: с одной — подготовка IT-специалистов, а с другой — цифровые компетенции, которые должны быть у специалистов любой сферы.

В обоих случаях нужно менять сознание людей, а не увеличивать количество мест для обучения информационным технологиям, отмечает заместитель губернатора Белгородской области Ольга Павлова.

«Благодаря программе обучения через цифровые уроки, я попала в одну из белгородских школ и сама провела урок, — рассказывает Ольга Павлова. — Когда я в начале урока спросила ребят, кто хочет пойти в IT-сферу, то из прекрасного класса подняли руку два человека. После достаточно длительного общения я повторно задала вопрос. Руки подняли пять человек. Я для себя сделала вывод, что не надо увеличивать классы и число мест. Не это важно. Главное — изменить ментальность людей и прежде всего родителей, ведь они сегодня задают тон детям, кем им быть. А у родителей не сформирована ценность цифровых компетенций, поэтому она не сформирована у ребят. Пока этого перелома в сознании общества не случится, мы не двинемся никуда».

Благодаря такому подходу, работа в Белгородской области по подготовке кадров для цифровой экономики ведётся сразу по всем направлениям: школьное, высшее и среднее профобразование, а также дополнительное образование для детей и взрослых, конкурсы для творческой молодёжи и не только.

«Цифровая трансформация — это формирование культуры и ценностей. Мы развиваем систему дополнительного образования детей и взрослых, создаём специальную структуру на базе института развития образования, которая будет координировать всю работу по подготовке ребят к цифровой трансформации», — отмечает Ольга Павлова.

В регионе работают кванториумы и «Яндекс.Лицей», открыты профильные классы, а также с этого года запущена финансовая поддержка со стороны администрации для учителей, готовых через ИП оказывать услуги по дополнительному образованию в сфере IT.

Решают и проблему с долгой подготовкой кадров — через усовершенствование среднего профессионального образования.

«В отрасль должны прийти кадры, но скороспелые. 10 лет назад все учреждения средне-специального образования перешли под управление крупными предприятиями. Это значит, что ребята поступают в колледж и тут же начинают практиковаться. 70% времени они находятся на предприятиях, а 30% — в стенах колледжа. Работодатели всех берут на обучение, но при этом отбирают лучших, конечно, — уточняет Ольга Павлова.

Благодаря такой программе, практика студентов фиксируется в трудовой книжке. Специалист выпускается с подтверждённым опытом работы, что облегчает его трудоустройство.

Такой подход к образованию в регионе уже используется, но для сферы IT его запускают только в этом году.

А в «Яндексе»

Digital-гиганта «Проф-IT» в Белгороде представил директор по распространению технологий в компании «Яндекс» Григорий Бакунов. И его точка зрения на подготовку кадров для цифровой экономики отличается от позиции властей.

«Начнём с того, как IT-компании видят рынок труда. У нас дичайшая нехватка кадров, людей, которых в среднем все называют программистами, — рассказывает Григорий Бакунов. — Мы над этим работаем. Уже семь лет «Яндекс» вкладывает в образование. Это бесплатно для людей, и у нас дикий конкурс. Было 250 человек на место, когда мы начинали, а сейчас конкурс доходит до 1 000. Почему мы это делаем? Мы знаем, что если научим этих людей, то примерно треть из них останется работать у нас в компании. Ещё треть вернётся к нам через какое‑то время. Нам настолько не хватает людей, что мы тратим миллиарды на обучение людей, которые будут у нас работать».

Образовательные программы «Яндекса» рассчитаны не только на компанию. Не все остаются работать, а в вакансиях сторонних организаций всё чаще среди требований появляется требование, чтобы кандидат был выпускником такой школы.

«Это невероятное чувство, когда, глядя изнутри компании, ты говоришь: я делаю полезное социуму дело, и одновременно понятно, зачем это нужно компании», — отмечает Григорий Бакунов.

В то же время спикер отмечает, что есть люди, обладающие необходимыми для работы навыками, и без образования. Он привёл в пример, как к ним приходят студенты вторых-третьих курсов, не окончившие институт, но с большим объёмом навыков и технических знаний, чем у их же специалистов с 10-летним стажем работы.

«Что самое страшное, встречаются школьники, у которых технические навыки выше, чем у наших программистов. Детям очень везёт, что по нашему законодательству мы не можем их нанять. Потому что они бы бросали школы», — подмечает Григорий.

«Яндекс» работает со школьниками через проекты «Яндекс.Лицей» и «Яндекс.Учебник», прививая детям интерес и тягу к учебному процессу даже больше, чем повышая их оценки. Григорий уверяет, что чем больше ребёнок вовлечён в процесс, тем серьёзней получается результат.

Это пример развития образования в условиях цифровизации. Поэтому важно включать в процесс технические новинки и, в частности, гаджеты, а не забирать их у детей, как считают в Министерстве просвещения РФ. 

«Нельзя отбирать у детей телефоны, — отмечает спикер. — Причина очень простая: современным детям они настолько нравятся, что они даже готовы домашние задания на них делать. Так просто — не готовы, а на телефоне — вполне. Мы живём в условиях новой реальности, в которой телефон становится нормой. Отбирая гаджет, вы, возможно, лишаете их шанса на успех. Что же делать? Включайте устройства в образовательный процесс».

Нашли опечатку в тексте?
Выделите ее и нажмите ctrl+enter
Авторы:Виктория Муратова
Читайте также
Выбор редакции
Материал
Общество 20 ноября , 12:36
Опрос: как белгородцы относятся к раскладам Таро и обращались ли к тарологам?
Материал
Общество 11 ноября , 17:27
Более 5 тыс. белгородцев были привлечены к ответственности за мелкое хулиганство в 2024 году
Материал
Общество 8 ноября , 16:20
Опрос: как часто белгородцы ругаются матом?