Участников разделили на пять команд, в каждой из которых было по два представителя профильного министерства по цифровому развитию из разных регионов. Для школьников «Мировое кафе» — это возможность пообщаться с государственными экспертами, научиться организовывать командную и проектную работу. А для министров — шанс почерпнуть новые идеи и посмотреть свежим взглядом на современную действительность.
Для каждой группы своя тема: умные сервисы для ЖКХ, образование будущего, искусственный интеллект в государственном управлении, развитие транспортной инфраструктуры, использование больших данных. Но темы лишь задавали вектор для мысли, а конкретные проблемы и проекты участники продумывали сами.
Схема работы простая. Сначала каждая команда выделяет проблемы в сложных больших темах, а затем предлагает способы их решения. На основе этого пишется проект, демонстрирующий, как и почему ситуация изменится в лучшую сторону.
Как только модераторы дали старт «Мировому кафе», за столами началось жаркое обсуждение.
«Нас ждёт интернет вещей, совмещённый с системой умного дома и контролем счётчиков. Отопление снижается, когда дома никого нет, свет автоматически выключается. С другой стороны, это также автоматическая передача данных в госструктуру, где сразу выставляют оплату. Это удобнее», — предложил в команде «Умный сервис ЖКХ» начальник управления информационных технологий Тамбовской области Андрей Стрельцов.
За соседним столом обсуждают плюсы внедрения искусственного интеллекта в государственное управление: это уменьшит отчетность и ускорит рабочие процессы. За другим — образование будущего. Среди проблем участники выделили слабые профили в школе, отсутствие межотраслевых направлений, недостаточность практикоориентированного образования.
За обсуждением использования больших данных одна команда наткнулась на мысль, что проблема не только в применении технологий, но и в том, где же их хранить. Тут школьники парировали министрам, что необязательно хранить всё в одном месте и нужно разрабатывать новые способы накопления информации:
«Данные будут огромными, но постоянно ведь придумываются новые способы хранения. И необязательно это делать в одном месте. А пока вытекает необходимость в огромных дата-центрах и систематизации данных с использованием квантовых компьютеров», — комментирует школьник Вадим.
Участники «Мирового кафе» продумывали идеи не только внутри своих тем. Дважды команды менялись местами друг с другом, чтобы оценить проекты каждого, обозначить проблемные места, помочь доработать или предложить свои идеи. Затем перешли к защите.
По направлению «Умный сервис ЖКХ» команда взялась решить проблему отсутствия мотивации человека к переменам: к использованию новых датчиков, системы умного дома, альтернативной энергетики. Решение — гибкая система тарифов, которую человек сам настраивает, прозрачность учёта и контроля расходов, а также внедрение блокчейна в ЖКХ.
Человеческий фактор и недостаточную мотивацию на защите отметила и команда, работающая по теме «Использование больших данных». По их мнению, людям нужно постоянно объяснять, для чего и как собираются данные, что их аккумулируют для их блага, повышени уровней комфорта и безопасности. Это уже после разработки новых алгоритмов сжатия для обработки данных, их систематизации и автоматизации государственного управления с неминуемым сокращением численности чиновников.
«В пример можем предложить кейс, — рассказывает участник команды — школьник Антон. — Идентификатор физического или юридического лица. Какие проблемы он решает? На данный момент все идентификаторы людей разрозненны. У нас есть серия и номер паспорта, СНИЛС, медицинский полис, а у юридических лиц документов сотни тысяч. Наше решение — все идентификаторы, собранные в одном. Это либо использование какого‑то номера, либо биометрические данные».
Другая команда, чтобы решить проблемы в транспортной сфере, взялась за кардинальные меры: сначала проведёт информационный анализ, а затем на его основе запустит умные светофоры, платные парковки, работу государственных служб и не только. Согласно проекту, данные соберут с камер видеонаблюдения, телефонов пользователей, системы «Глонасс», расписаний рейсов самолётов и поездов, фото и видео с нарушениями ПДД.
«Как решение мы предлагаем несколько сервисов, — отмечает школьник Анатолий. — Это модульная безналичная мультиоплата, чтобы человек мог сразу оплатить себе самолёт, поезд и такси. Парковки останутся платными: поднимем цену до такого предела, чтобы люди пересели на общественный транспорт, а не ездили на своих машинах. Это снизит количество пробок на дороге. В то же время необходимо создать сервис быстрой эвакуации транспорта, чтобы службы быстрее ликвидировали аварии, и это не провоцировало пробки. Чтобы это запустить, нам нужна новая законодательная база».
Размышляя об образовании будущего, участники одной из команд «Мирового кафе» решили изменить школьное образование. Поменять его в сторону практикоориентированного: жёстче разделить на профили, взаимодействовать с предприятиями и решать реальные кейсы, запустить гибкую систему обучения, когда ученик сам составляет своё расписание относительно профиля. Бонусом предложили оформить цифровой след школьников, чтобы при выпуске из школы не собирать в печатном виде портфолио за 11 лет, а копить его в цифре на протяжении всей учёбы.
С искусственным интеллектом в госслужбе последней команде было чуть проще. Практики его применения в России нет, а потому участники рассуждали о плюсах и минусах его внедрения, сложностях эксплуатации. Главное, что использование искусственного интеллекта помогло бы оптимизировать и структурировать работу, а также корректнее принимать решения в финансовой сфере.
По мнению заместителя начальника Управления Президента по развитию информационно-коммуникационных технологий и инфраструктуры связи Павла Пугачева, формат «Мирового кафе» сегодня имеет целый ряд перспектив.
«У нас уже президент в таком формате работает. Заседания госсовета тоже проходят через круглые столы. Нацпроектами в таком формате занимаются. Поэтому «Мировое кафе», я считаю, надо продолжать. А с точки зрения сегодняшних идей, их, безусловно, много, и их нужно использовать. Но что мне больше понравилось, что ребята достаточно реалистично смотрят и на возможности, и на риски, которые несут за собой технологии. Это здорово и важно», — подытожил он.