Фестиваль «Этажи» — это возможность на три дня забыть о суете, бытовых делах и прикоснуться к высокому. Культурное учреждение на это время превратилось в креативное арт-пространство.
«Филармония преображается, меняет свой облик год от года. Она выполняет основную миссию – пропаганду классического и академического музыкального искусства – и всё шире открывает свои двери для молодёжи», — отметила директор Белгородской государственной филармонии Светлана Боруха.
Фестиваль «Этажи» — это та связующая нить, которая помогает молодым людям познакомиться с классикой. Он протягивает им руку и помогает выстроить диалог культур. Праздник проходит уже в третий раз. Прошедшие два посетили 4 тысячи человек. Не меньше гостей организаторы планировали привлечь и в этом году.
«Мы ждали этого момента целый год, у нас много интересных проектов, мы постоянно работаем и что‑то придумываем. «Этажи» — это особая атмосфера, попав в которую ты хочешь погружаться вновь и вновь. Также для нас стало большим достижением, что команда фестиваля, которая реализует и Symphony open-air «SOVA», стала победителем Всероссийского конкурса event-проектов «Золотой паззл», — рассказала руководитель проекта Юлия Шапошникова.
Первым гостей встретил и открыл фестиваль концерт Кирилла Рихтера и камерного оркестра MEZZOMUSIC. Зрители смогли погрузиться в мир звуков, в прошлое через призму современности. Молодой композитор и пианист представил белгородскому слушателю свои авторские произведения.
«Я благодарен за то, что есть такие события, и всегда с радостью нахожу время, чтобы поддержать их. В Белгороде раньше, чем в Москве поняли, что смешение академического искусства и современного – это то, чем живёт остальной мир. Для меня честь открывать этот фестиваль», — поделился композитор, пианист Кирилл Рихтер.
«Молодой гений современности», так назвала его руководитель проекта Юлия Шапошникова. Его исполнительский талант вызывает невероятные эмоции, это современная подача классической музыки, которая звучит в художественных фильмах, хореографических спектаклях. Ранее он исполнял её на сцене, курируемой знаменитым лондонским Royal Albert Hall.
«Эта музыка связана с важными для меня вещами. Она не о физических механизмах, одушевлённых, а которые существуют внутри нас — маятники, компасы, которые не дают сбиваться с пути» — добавил Кирилл.
Продолжил музыкальную программу уже давно полюбившийся белгородскому слушателю солист филармонии Тимур Халиуллин. Вначале он исполнил классические произведения, а затем и знаменитую музыку из фильма «Пираты Карибского моря», а также Моцарта «Реквием по мечте» из одноимённого фильма.
«Эта музыка преображается и имеет невероятию интерпретацию, когда звучит на органе», — отметил Тимур Халиуллин.
На этот раз Тимур выступал в непривычном для всех виде: красных джинсах, футболке и пиджаке. Из костюма органиста на нём была только специальная обувь. Таким образом, он показал, что инструмент тоже может быть современным и оригинальным. Он продемонстрировал, как органная музыка может быть неформальной.
После органного концерта в сопровождении светового шоу в Большом концертном зале на сцену вышли Big Band No comment. Солировал в этот вечер саксофонист с мировым именем Дмитрий Мосьпан.
В рамках фестиваля свою выставку открыл художник-иллюстратор из Санкт-Петербурга Алексей Курбатов. Его работы можно встретить в таких изданиях как GQ, Коммерсант, Сноб и многих других зарубежных журналах.
В Белгороде он представил серию портретов замечательных людей. В 2012 году за эти работы он стал лауреатом премии Fubiz Awards в номинации «Графика». В числе героев выставки — Марлен Дитрих, Клинт Иствуд, Фрида Кало и многие другие.
«Для художника – это необычное место, большая честь быть здесь. На выставке представлены работы за несколько лет, это портреты замечательных людей, которых мы все хорошо знаем. На мастер-классе я расскажу, как работать с визуальным языком, и это будет интересно не только художникам, но и авторам», — отметил художник.
Его работы разошлись в виде мэйк-апа, флорентийских мозаик и татуировок. Использовались для инсталляций и оформления интерьера и на российском и британском ТВ.
Отдельной программой — ночная экскурсия по филармонии. Одна из остановок — выставка инсталляций «Дихроик». Её создатели Алексей Красильников и Денис Орлов постарались привлечь гостей игрой света, которая так и притягивала внимание участников фестиваля.
Совместить несовместимое – одна из главных идей фестиваля. Кто бы мог подумать, что в один вечер, в одном академическом учреждении можно увидеть выставки художников, демонстрацию рекламных роликов, услышать органную музыку, джаз и камерный оркестр?
На art-веранде филармонии свои работы представили студенты мастерской Академия коммуникаций Wordshop. Режиссёры Андрей Мусин и Алёна Кукушкина продемонстрировали видеоролики студентов факультета режиссуры музыкального, рекламного и фэшн-видео.
«Мы представим музыкальные рекламные и фэшн-видео. Я необыкновенно благодарна фестивалю за междисциплинарный подход, как раз этим мы и стараемся занимаемся в нашей академии», — сказала Алёна Кукушкина.
Академия является самой крупной в России и трижды признана лучшей в мире. Студенты регулярно получают самые престижные награды международных фестивалей. У самой Алёны Кукушкиной нет Каннского льва, но её студенты всё чаще проявляют себя на крупных мировых фестивалях. Сама она режиссёр рекламы Nestle, Mars, Pepsi и многих других знаменитых брендов.
«Тарковский говорил, всё искусство стремится быть музыкой. Он говорил, что режиссёр должен изучать музыкальные формы. И если смотреть фильмы современников, можно найти подтверждения этим словам. В академии изучают формы и кинофирмы. Это диалог культур между музыкой классической и современной, на перекрёстке фэшн, рекламы и музыкальных видео», — признаётся режиссёр.
Представленные работы можно сравнить с серьёзными рекламными видео, которые выполнены не только качественно, но и современно. Реклама бренда женских платков — настоящее произведение искусства. А live-запись концерта группы «Мумий Тролль» передаёт всю атмосферу выступления, ощущение, будто побывал в двух местах одновременно.
«Режиссёры говорят, что есть жизнь до знакомства с Алёной Кукушиной и после. Она меняет сознание людей», – подмечает Юлия Шапошникова.
Поэтический концерт «Время отклика» представили сразу три поэта: Павел Крузенштерн, Алёна Синица и Алексей Климов.
«Спектакль, который возвращается к синтезу. Потому что в современном мире постоянно устаёшь от чего‑то. Например, зелёный цвет, он не может быть салатовый или ещё какой‑то, но хочется менять что‑то», — объяснил Алексей Климов.
Три поэта на сцене рассказывали свои истории, которые коснулись каждого зрителя. Все от чего‑то устали и хотели бы изменить жизнь. Они общались между собой, и каждый развивал свою историю, буквально прокричав её со сцены.
Пластический спектакль на музыку Баха. Сами авторы называют проект экспериментальным: хореография в стиле паппинг под классическую музыку в исполнении виолончели. На сцене — объединение 4/4 и танцоры OZONE и G-ERA.
«Это один из примеров, когда в рамках фестиваля «Этажи» рождаются новые идеи и проекты», — отметила танцор Дарья Дробот.
По её словам, хореографы ставили перед собой цель продемонстрировать настоящий хип-хоп, как позитивное явление в рамках национальной культуры.
P.S. «Этажи» третий год собирают в Белгороде огромное количество творческих и креативных людей. В этот раз фестиваль получился по‑настоящему международным. Участие в нём приняли представители разных направлений искусства из Белгорода, Москвы, Санкт-Петербурга, Киева, Зеленограда, Германии, США, Вьетнама и Китая.
«В следующем году фестиваль будет, но он будет проходить в другом формате. Это проект, который будет жить дальше. Теперь мы будем встречаться не три дня в год, а чаще», – проанонсировала Юлия Шапошникова.