Причём с солидной историей – одни из первых текстильных сумочек предназначались для переноски маленьких предметов получили известность ещё в Древнем Египте. Модницы существовали всегда, а сумки подчёркивали социальный статус.
Накануне в Белгородском художественном музее представили коллекцию из собрания Ярославского музея такой же направленности. Всего около ста дамских сумочек России и Европы 19–20 веков. Здесь же гости могли узнать, что прячется внутри этого аксессуара и как менялся его внешний внешний вид в заивисиости от моды и предназначения.
По мнению историков, женская сумочка началась с кармана. Первые карманы появились на камзоле короля Людовика XIV. Позже они перебрались на жилеты и брюки. Дамы старались не отставать и взяли пример с мужчин: спрятали в подолах широких юбок карманы-сумки. Позднее вещь трансформировалась в изящный мешочек, который носили на поясе.
В аристократических кругах в середине 18 века фаворитка французского короля Людовика XV Маркиза де Помпадур ввела моду на сумки. С её лёгкой руки мешочек для рукоделия из бархата и кружева стал аксессуаром, обязательным для уважающей себя дамы, следящей за модными тенденциями. Нет сумки, значит что‑то с дамой не так, рассуждали модницы того века.
1790-ый год – время рождения сумки, которую нужно носить в руке. И это прорыв в женской моде. Трансформация аксессуара была настолько поддержана массами, что уже через несколько лет, а если точнее, то с 1804 года в правилах хорошего тона мужчинам рекомендовано держать руки в карманах, а женщинам – сумки в руках.
Ещё один тренд того времени: чем меньше была сумка, тем обеспеченнее считалась женщина.
И этот странный факт был объясним тем, что обеспеченной даме не нужно ничего носить в руках. Таковы светские правила. Рядом с ней всегда был мужчина – слуга, который и носил необходимые предметы.
Со временем женская сумка начала увеличиваться в размерах. В начале 19 века их появилось целое мнодество: самые миниатюрные предназначались для визиток, они не содержали ничего кроме визитных карточки. Другие – более функциональные, содержали целые отделы для пудреницы, флаконов духов и крохотного кошелька для мелочи.
Специально для выходов в свет для представительниц прекрасного пола изобрели аксессуар, в который могли поместиться веер и большая записная книжку. Для походов театр непременно должен поместиться бинокль.
Каждая эпоха стремилась создавать свой собственный стиль, и украшали вещь достаточно изысканно: атласом, шёлком, гобеленом, кожей, деревом, стеклом, железом и даже старыми журналами.
Экспозиция из Ярославского музея бережно в стеклянных витринах. Самый древний экспонат — российская сумочка — датируется 1820-ым годом. Даже дышать на раритет, не то что держать его в руках, страго не рекомендуется. Истинное презназначения вещи раскрывает надпись «В знакъ любви».
«Сумка, конечно, увидела многое. Она была подарена мужчине и вышивалась девушкой специально для него. Мастерица вкладывала в неё глубокий сакральный и духовный смысл. Очень часто тогда делали такие памятные кисетики, которые порой даже не предназначались для носки. Плюс — это филигранная работа, потому что здесь использовался очень мелкий бисер. На самом деле шить этим бисером невероятно сложно», — рассказала заведующая отделом развития и выставочной работы Белгородского художественного музея Алла Селютина.
Бисер был настолько мелкий, что иголка не помещалась в ушко. Иногда нитку натирали воском и протягивали сквозь бисеринку. На один квадратный сантиметр могли поместиться до 50 бисеринок.
Есть здесь и совсем крошечные сумочки, и кошельки-скряги. В них помещается только два пальца, так что можно вытащить только монету. От этого пошло и название. Такие кошельки были не только частью женского обихода, но и мужского.
В коллекции большое количество аксессуаров не только российских, но и европейских. Интересно, что без подписи и комментария экскурсовода на первый взгляд обывателю невозможно определить страну производства. Всё дело в постоянном заимствовании идей и материала друг у друга.
«Различия в моде могли быть на уровне низших сословий, когда люди были беднее и проще. Они носили вещи, приближенные к традициям народа, могли в отделке использовать народные элементы и декор, плюс природные материалы, характерные для данной местности», — объясняет Алла Селютина.
Экспозицию жители и гости Белгорода смогут посмотреть до 3 марта.