Урочище Большие Кульбаки у села Драгунского Белгородского района. Именно здесь сохранилась часть насыпного оборонительного вала Белгородской черты, которая сыграла одну из определяющих ролей в спасении русского государства от угрозы с Юга.
Не слышно ни шума машин, ни мелодии мобильных (связь здесь доступна далеко не в каждой точке — прим ОБ). Представить, что отправился в прошлое несложно: умельцы выстроили настоящее поселение – посад, где есть и военный лагерь, и шатры. В таких в 17 веке жили люди, охранявшие рубежи от захватчиков. Идём знакомиться.
«Ребята, собирайтесь, скоро застольничать будем», — слышно у одного из шатров.
Обедать, так обедать. «Чем лакомиться будете», — спрашиваем у мужчины в красном кафтане.
«Всё по‑простому: картошечка, хлеб, квас. Присаживайтесь, угостим», — отвечают нам.
Пока стол, как скатерть-самобранка, пополняется едой, выясняем, что перед нами Олег Курбатов — солдат второго московского выборного полка солдатского строя. Этот полк сформирован при царе Алексее Михайловиче в 1657 году. Всё при солдате: цветной кафтан, шапка, мушкет.
Московские выборные полки солдатского строя от остальных частей нового строя, помимо их элитного характера, отличал постоянный характер службы. Это означало, что полки не распускались полностью с окончанием кампаний, а сохранялись в качестве организационной единицы.
В мирное время либо весь полк, либо его часть безотлучно находилась в месте постоянной дислокации, пока другая часть полка пребывала в отпусках «до указного срока».
«Сейчас мирное время, потому здесь с нами живут и жёны, и дети. Мы ведём свой быт, готовим еду и напитки. Вчера, например, был сбитень. Взяли мёд, скипятили воду, добавили корицу, гвоздику, имбирь и мяту. Вырви глаз получился. В 17 веке сбитень – стратегическое оружие, лекарство, чтобы уберечь от простуды полк», — рассказал солдат.
А уберечь себя надо. Несмотря на то, что воздух днём прогрелся до 30 градусов, ночи в шатрах прохладные. Поэтому нужно не только утепляться, но и проводить профилактическую работу. В лагере много детей и женщин.
Проходим несколько метров и попадаем в 1121 год, перед нами древний город Чернавск. Сейчас это село Чернава в Липецкой области. Нас встречает казачка Ольга и гостеприимно приглашает в шатёр.
«Так же как и вы мы входим в состав Белгородской черты. Вместе с вами защищали древнюю Московскую Русь от монголо-татар, хазар и печенегов», — рассказывает Ольга.
Чернавск — самый древний из бывших городов Липецкой области. Уже в IX веке здесь было поселение славян, скорее всего, племени вятичей. С возведением Белгородской черты Чернавск оказывается в глубоком тылу и постепенно утрачивает оборонное значение.
«В 1668 году воеводой в Чернавске был Семён Грушецкий – боярин и отец царицы Агафьи Грушецкой, первой супруги Фёдорова Алексеевича. Хотите померить её наряд», — спрашивает казачка Ольга.
Такое предложение мы сочли за честь и не стали сомневаться. Костюм выполнен из настоящей парчи. Знатные женщины украшали головные уборы оберегами. Агафья не была исключением.
Говорят, что с приходом во дворец Агафьи Семёновны при дворе произошли серьёзные изменения в дворцовом гардеробе. Молодая царица, по свидетельству современников, уговорила царя отменить охабни, т. е. «стричь волосы и брить бороды. Она же стала примером новой моды — носила головные уборы, но при этом оставляла волосы открытыми, что выходило за рамки московских обычаев того времени.
Разговор с Ольгой прервали выстрелы. Конечно же бутафорские. Знатоки реконструкции воссоздали сражение периода 1660-х годов, когда Белгородский разрядный полк участвовал в боевых действиях юго-западного направления. Все жители посада отправились смотреть на развернувшуюся битву, а мы приготовили для вас несколько хороших снимков.