Занимательная экология: как в Белгороде воспитывают экологические привычки у детей

20 декабря 2019, 16:41ТерриторияФото: Виктория Муратова

Центр экологической безопасности Белгородской области выпустил книгу «Занимательная экология для маленького белгородца». Это уже второе издание, до этого в сентябре презентовали «Экологическую азбуку юного белгородца». Зачем и как ЦЭБ прививает детям здоровые привычки — разбирался «Открытый Белгород».

Книги помогают с детства воспитать экологическую культуру

В сентябре Центр экологической безопасности раздал белгородским первоклассникам более 17 500 книг «Экологическая азбука юного белгородца». Она рассказывала школьникам об экологии, необходимости заботы о ней и примерах, как самому внести вклад в сохранение окружающего мира.

«Наш руководитель, генеральный директор ЦЭБ Леонид Белоковаленко, всегда говорит о том, что чистота зависит от каждого из нас. Поэтому необходимо прививать экологическую культуру с раннего детства. Поскольку все наши вкусы и предпочтения формируются в этом возрасте», — объясняет менеджер по связям с общественностью ЦЭБ Наталья Паршина.

На одной книге решили не останавливаться и выпустили следующую — «Занимательную экологию для маленького белгородца». Теперь экологическое просвещение направлено не на школьников, а на детей из старших групп детского сада, которым по 5–6 лет.

Фото: Виктория Муратова

«Чем уникальна эта книга? Во‑первых, прививает экологические привычки посредством сказки, потому что детям этого возраста удобнее так воспринимать информацию. Они понимают, как надо делать, а как не надо. Далее книга содержит закрепляющее стихотворение и экологическую привычку, — объясняет Наталья Паршина. — В книге содержатся упражнения и задания, направленные на воспитание бережного отношения к природе. Например, когда речь идёт о чистоте воды, просят провести эксперимент. В стакан с водой добавить столовую ложку соли, в другой — ложку мела, в третий — ложку земли. Размешать, изучить и сделать выводы. А после попробовать процедить жидкости через фильтр».

«Занимательная экология» — не только сказка, но и учебник. Главные герои Катя и Игнат отправляются в путешествие по стране Экология. Они знакомятся с жителями страны — животными, а заодно с буквами и экологическими привычками. Ласточки в книге выступают за разумные и обдуманные покупки нужных вещей, белки собирают батарейки, голубь следит за чистотой на улице и тем, чтобы все выкидывали мусор в урну.

Фото: Виктория Муратова

Отдельный раздел посвящён тому, как из ненужных вещей сделать полезные. К ненужным относятся, например, пустые пластиковые бутылки и фантики от конфет. Из них научат мастерить рамку для фотографий, корону, контейнер для использованных батареек, подставку для ручек и фломастеров.

Когда ребёнок дочитает книгу, освоит экологические привычки и проведёт необходимые эксперименты, он получит награду — орден юного эколога.

Белгородские школьники уже делают экологические проекты

Прививать полезные экологические привычки с детства — грамотный шаг. В России только формируется экологическая культура, а потому растить её у будущего поколения правильно, что подтверждает и автор стихотворений к «Занимательной экологии» — Вячеслав Колесник.

«Конечно, когда я был маленьким, не было такой организации, как Центр экологической безопасности. Не было таких книжек, бросали кому куда вздумается батарейки, а сейчас это взято под контроль. Есть организация, которая мало того, что занимается уборкой мусора и переработкой, так она ещё и привлекает к этой теме ребят с малых лет», — отмечает Вячеслав.

Фото: Виктория Муратова

Экологией белгородские школьники интересовались и до выхода специализированных изданий. Первоклассник Гимназии №51 Тимофей Сукач дома самостоятельно смастерил контейнер для использованных батареек.

«В этот контейнер мы будем собирать старые батарейки, чтобы не выбрасывать их с обычным мусором, чтобы они не вредили природе, — рассказывает Тимофей. — Одна использованная батарейка может отравить 20 м2 почвы или одного ёжика. Я хочу поставить контейнер в школе, чтобы каждый ученик мог принести старые батарейки. После их увезут на переработку».

Фото: Виктория Муратова

А Алексей Домашов, учащийся 10-го класса школы «Алгоритм успеха», разработал программу, позволяющую внедрить роботизацию в раздельный сбор мусора.

«Мой проект — это сортировка мусора при помощи нейросетей, — объясняет школьник. — Я создал специальную программу, отличающую виды отходов, которые человек обычно выбрасывает в мусорку. Программа устанавливается на компьютер и при помощи автоматизированных систем помогает сортировать мусор. Сейчас это люди делают сами: стоят на заводе и вручную сортируют мусор. Это невероятно тяжёлый и неприятный труд. Мне захотелось помочь таким людям. Моя программа — первый шаг к тому, чтобы их труд смогли заменить роботы».

Фото: Виктория Муратова

Книги появятся в каждом детском садике региона

В ближайшее время новые книги «Занимательная экология для юного белгородца» передадут во все детские сады Белгородской области. И это не последнее книжное издание от Центра экологической безопасности. У компании есть идеи и концепции на будущее, но подробностей там пока не раскрывают.

Авторы:Виктория Муратова