Первого робота-мусорщика установили на Центральном рынке Белгорода в середине апреля. Ещё два поставили на территории комбината питания БГТУ им. В. Г. Шухова и в ТЦ «Славянский».
Такие вендинговые аппараты являются своего рода автоматизированными приёмными пунктами пластиковых бутылок. Каждый аппарат способен определить вид тары, считать штрих-код и правильно отсортировать отходы. Генеральный директор Центра экологической безопасности (регоператор по обращению с ТКО в Белгородской области — прим. ОБ) Леонид Белоковаленко рассказал, что за время работы пандоматов собрано порядка 400 кг пластика.
«Мы увидели, что наши люди проявляют активное участие и интерес. Наши специалисты провели некий срез, опросили людей и увидели, что люди стали меньше выкидывать тары, и начали сдавать пластик. Некоторые говорят, что специально ходят по выходным на рынок и берут с собой несколько бутылочек для того, чтобы их выкинуть. Это немалый результат», – отмечает Леонид Белоковаленко.
В ЦЭБе объясняют: то, что пандоматы становятся востребованными, стало понятно практически сразу. Поэтому в организации решили продолжить эксперимент и установить аппарат в несколько раз больше предыдущих. Вопрос заключался лишь в том, что в России подобного ещё не делали.
«Мы увидели, что есть потребность, и питерские коллеги специально для нас изготовили большой вендинговый аппарат. Его особенность и в том, что он работает на солнечной энергии. В огромный бункер встроены сразу два пандомата, которые вмещают в себя пять тысяч единиц тары или две тонны. Мы разместили его возле крупного гипермаркета и уверены, что очень скоро он станет востребованным», – говорит Белоковаленко.
Интересно, что таких аппаратов на улицах российских мегаполисов не найти, хотя «пропускная способность» многих явно отличается от белгородской. При этом Леонид Белоковаленко убеждён, что здесь ключевую роль играют именно люди. В Белгороде понимают, что экологическая пластиковая проблема не решится сама.
Первая глобальная цель – маленькими шагами приближаться к переработке пластика. Очевидно, что гораздо легче выбросить бутылку и сразу же о ней забыть. Правда, никакого экологического и социального эффекта от этого естественно не будет. Есть и другой вариант, уверены в ЦЭБе – приучить себя выбрасывать отходы правильно.
«Мы хотим, чтобы вендинговые аппараты стали обыденностью и работали везде. Как аппарат по приёму платежей у нас есть на каждом шагу, во всех магазинах, так и пандоматы тоже должны стать нормой для каждого. Мы к этому придём», – рассуждает Леонид Белоковаленко.
Добрыми поступками. 29 апреля Центр экологической безопасности и «Святое Белогорье против детского рака» заключили соглашение о сотрудничестве. Все средства, вырученные от реализации пластиковых и жестяных тар, направляют в фонд «Святое Белогорье против детского рака». Помощь идёт на оплату специализированных амбулаторных квартир в Москве, где во время лечения или обследования проживают подопечные фонда.
«Сама по себе пластиковая бутылка мало чего стоит. Заинтересовать финансово человека сложно. Здесь, спасая экологию, мы помогаем детям. Когда много людей объединяются и делают доброе дело – это, пожалуй, самая лучшая мотивация. Поэтому я призываю делать добро. Это несложно», – отметил Леонид Белоковаленко.