Local Logo
Новости Белгорода и Белгородской области
92.51
-0.79$
98.91
-0.65
+11 °С, ясно
Белгород

Какой красивый подзатыльник. Как женщины на Руси превращали костюмы в обереги

26 апреля 2019, 13:38Культура
Фото: Илона Жукова

Редакция «Открытого Белгорода» нашла в музее народной культуры праздничный женский костюм Бирюченского уезда 19 века и разобралась в тонкостях изготовления одежды, которая, по мнению селян, оберегала от несчастий.

Одеваться красиво любили всегда. За многовековую историю моды человечество придумало бесчисленное количество способов украсить свой костюм. Русские женщины не были исключением, но помимо красоты внешней они беспокоились и о символизме, который исходит от одежды. Наши прапрабабушки верили, что, если пошить наряд правильно, он принесёт удачу и убережёт от сглазов.

Такие поверья и народные легенды нередко ложились в основу сказок. Их так же как и костюмы передавали из поколения в поколение. Костюмы наших предков пережили переезды, пожары и войны, а некоторые практически в первозданном виде можно увидеть и сегодня, например, в музее народной культуры. 

Фото: Надежда Малышева

Мама, подари сороку

На Руси передача костюма от матери к дочери имела сакральное значение. Женщины считали, что вместе с нарядами они дарят опыт, знания и житейскую мудрость.

В фонде музея народной культуры есть прекрасно сохранившийся праздничный костюм замужней женщины Красногвардейского района. В 19 веке он входил в состав Бирюченского уезда Воронежской губернии.

«В этом костюме, естественно, есть головной убор. Он называется сорока, поскольку есть гребень, крылья и хвост. Есть позатыльник, который находится на задней части головного убора. В некоторых сёлах его называют подзатыльник», – объясняет главный хранитель музейных предметов Лариса Якубенко.

Сороке от этого костюма не менее 150 лет. С момента создания она практически не изменилась, и даже стеклярус и пайетки остались родными, но, разумеется, немного померкли. Обычно, чтобы смастерить такое украшение пользовались помощью рукодельниц в монастыре.

Фото: Илона Жукова

Отдать сороку дочери просто так мать не могла. Только замужняя женщина имела право надеть её на голову.

Вырастить рубаху с нуля

Женские рубахи были предназначены для разных случаев: праздников, обрядов, для повседневной носки, рубахи «молодаек» и пожилых женщин.

Например, женская рубаха замужней женщины украшена красным ситцем. В те времена его называли кумачом, поэтому и название у неё было соответствующее – рубаха на кумачах.

Сшить именно эту часть костюма 200 лет назад было неимоверно трудно. Если сейчас ткань можно купить и сделать с ней что угодно, то на Руси материал практически добывали. Наши предки сначала выращивали коноплю, обрабатывали её. Только после этого её можно было спрясть и соткать.

Фото: Илона Жукова

«В этом районе льняных рубах мы не встретили. Только конопляные. Рубаха очень праздничная. Это выражено не только обилием вышивки, но и наличием некоторых особенностей», – уточняет Лариса Якубенко.

Брыжи, арепей, и другие странные слова

Один из признаков праздничного костюма – брыжи или оборка на рукавах. Женщины любили украшать рубахи разными орнаментами, служившими, в первую очередь, оберегами.

«Элемент арепей на рукавах этой рубахи – символ богатства, счастья и достатка. Гребёнки – оборонительный обережный знак. Когда в детской народной сказке Алёнушка убегала от бабы Яги, она бросает гребень, и за её спиной вырастает преграда. Гребень имеет то же значение», – уточняет главный хранитель музея. 

Фото: Илона Жукова

Нижняя часть костюма замужней женщины – это не юбка. Юбки носили незамужние девушки. Те, кто вступил в брак, всегда носили понёву. Поверх понёвы надевали завеску. Кто‑то может спутать и назвать это фартуком, но сказать так, значит, обидеть традиции. Главное предназначение завески – оберегать сущность женщины не только от нескромных взглядов и помыслов, но и от воздействия опасных внешних сил. 

 

Нашли опечатку в тексте?
Выделите ее и нажмите ctrl+enter
Авторы:Илона Жукова
Читайте также
Выбор редакции
Материал
Общество 17 апреля , 12:33
«Аисты возвращаются, значит они мои»: белгородка рассказала, что не прогоняла аистов из Томаровки
Материал
Общество 27 марта , 16:24
«На руках занёс Катюшу в больницу»: белгородец рассказал, как спас пятилетнюю девочку из Никольского
Материал
Общество 24 февраля , 13:21
Помочь человеку жить хорошо: как психологи помогают белгородцам прийти в себя после обстрелов