Local Logo
Новости Белгорода и Белгородской области
92.13
-0.37$
98.71
-0.20
+14 °С, ясно
Белгород

Яркий ожерелок и изысканные манчеты. Чем украшали наряды незамужние девушки в 1910 году?

29 мая 2019, 09:16Культура
Фото: Дарья Безюлёва

«Открытый Белгород» продолжает изучать тонкости изготовления народных костюмов в разных районах Белгородской области. На этот раз знакомим с костюмом Новооскольского района.

Подлинный костюм незамужней девушки из сёл Васильдол и Тростенец сохранился с 1910 года и практически не претерпел изменений. Главный хранитель музейных предметов Лариса Якубенко связывает это прежде всего с тем, что одежду изготавливали вручную, причём из натуральных материалов. Да и хранили костюмы бережно: передавали от матери к дочери как сильнейший оберег. Наши предки верили в силу орнаментов.

«Весь строй женской традиционной одежды подчёркнут глубоким заклинательным и оберегающим смыслом, говорящим о духовной близости русской крестьянской и древней славянской культур. В основе любого костюма всегда лежит гармония с природой», – подчёркивает Лариса Якубенко.

Фото: Дарья Безюлёва

Основа костюма – рубаха

Обычно она состояла из двух частей: верхней и нижней, соединённых поперечным швом. Верхняя часть рубахи называлась «станок», нижнюю часть называли «подстава».

 «Основным материалом для рубахи служил конопляный холст домашнего производства. Станок шили чаще всего из тонкого конопляного холста. Подставу шили из более грубого, нередко слабо отбелённого холста», – обращает внимание хранитель.

Воротник в рубахах был в виде невысокой обшивки полоской ткани, и называли его – «ожерёлок». Разрез ворота делался посередине груди – по шву, соединяющему два соседних полотнища. Костюм никогда не надевали без пояса. Сёла Васильдол и Тростенец отличались от остальных – такой пояс, украшенный лопастями, был только у них.

 

Фото: Илона Жукова

Женский галстук

Особая тема в народном костюме — украшения. Здесь, как и в вышивке, русская женщина проявила максимум выдумки и художественного вкуса. В этом случае на рубахе есть разрез. В то время под рубаху девушки надевали украшения, которые называли «галстуком».

Орнаменты – обереги

В подавляющем большинстве белгородских сёл господствовали растительно-геометрический и растительный орнаменты. В нашем случае красно-чёрный орнамент вышит крестом.

В сёлах Новооскольского района женские и девичьи рубахи декорировались растительным и растительно-геометрическим орнаментом. Вышитый орнамент располагали на воротнике, по оплечью, на рукавах и манжетах. Вышитые цветы и плоды символизировали богатую и счастливую жизнь, красоту и радость. Вышивались орнаменты по счёту нитей ткани, это процесс длительный – на декорирование рубахи уходило не меньше месяца.

 

Фото: Илона Жукова

Особенности юбки

«По низу юбки, сшитой из фабричного ситца, нашивали „манчету“ – оборку из широкой полосы той же ткани, уложенной очень мелкими складками. По её верхнему краю нашивалась чёрная бархатная полоска и цветная узкая лента», – рассказывает Лариса Якубенко.

Когда в деревнях появились фабричные ткани, юбки начали мастерить из сатина и ситца разных цветов. В ход пошёл и атлас, но покрой оставался прежним. Дальнейшее развитие юбочного комплекса привело к утрате всех старинных деталей. Этому способствовала городская мода, проникавшая в деревню и постепенно подтачивавшая старинные традиции.

 

Фото: Илона Жукова
Нашли опечатку в тексте?
Выделите ее и нажмите ctrl+enter
Авторы:Илона Жукова
Читайте также
Выбор редакции
Материал
Общество 17 апреля , 12:33
«Аисты возвращаются, значит они мои»: белгородка рассказала, что не прогоняла аистов из Томаровки
Материал
Общество 27 марта , 16:24
«На руках занёс Катюшу в больницу»: белгородец рассказал, как спас пятилетнюю девочку из Никольского
Материал
Общество 24 февраля , 13:21
Помочь человеку жить хорошо: как психологи помогают белгородцам прийти в себя после обстрелов