Я думаю, что через 10–20 лет мы придём к тому, что за счёт введения новых моделей транспорта и каких‑то других технологий мы будем планировать свою жизнь уже так, чтобы пожить в разных городах по аналогии с мобильным приложением: установили, попользовались два года, а потом перелетаем, транспортируемся куда‑то. К этому как раз готовится экономика. Есть shared economy, которая подразумевает, что не надо сейчас владеть какой‑то собственностью, мы в основном её арендуем. И это развивается.
В этом плане города, поскольку их доход зависит от того, сколько времени тот или иной человек с большим доходом проводит там — чтобы платить больше налогов — будут конкурировать за специалистов. Наверное, это неизбежно, хотя использование городов как своего рода сервисов сейчас звучит как вызов. Но если мы сравним, что произошло за 100 лет, то увидим, что 100 лет назад человек самого зажиточного уровня типа князь или граф не так много городов в жизни видел.
Если говорить, что будет в течение 1–2 лет, то мы вероятно придём к максимальной прозрачности. То есть практически уйдёт из интернета и нашей жизни privacy. Иными словами, мы будем жить очень прозрачно. Исходя из этого, данные о нас будут доступны. Надеюсь, они будут правильно зарегулированы государством. Но после того, как все данные станут доступны для IT-систем, появится огромное количество сервисов по оплате, например. И сами городские сервисы перейдут на прогнозирование потребностей. То есть понимая по данным сотовой связи и камер передвижения человека, некая система будет планировать городские маршруты. Понимая кейсы его обращений в медицинские учреждения, другая система будет предлагать спортивные услуги. Думаю, вот это за два года вполне может реализоваться.
В следующем году будет как минимум больше людей знать про TikTok. При этом я не думаю, что все будут там зависать. Если вообще говорить про соцсети как тренд, то дальше будет всё меньше границ в том, чтобы переключаться между разными социальными платформами. Условно говоря, не многие сами себе могут ответить на вопрос: Facebook, Вконтакте – социальные сети, ок, а что такое Instagram? Социальная сеть? Наверное. Что такое Youtube? Не понятно. Что такое TikTok? Тоже не до конца ясно. Это, конечно, вопрос терминологии, но таких странных явлений будет становится всё больше, мы будем проводить в них всё больше времени, не до конца отдавая себе отчёт, что мы сейчас делаем: развлекаемся, работаем или вообще изучаем тренды.
На протяжении нескольких лет актуальнейшим трендом для финтеха остаётся искусственный интеллект. О нём начали говорить ещё лет 10 назад. Дело в том, что финансовая отрасль достаточно инертна, и технологии в ней приживаются не сразу по щелчку пальцев, а должны пройти определённое апробирование, процедуры примерки, потому что банки работают с очень критичной информацией, которую не дай бог потерять, нанеся тем самым какой‑то вред своим клиентам.
Поэтому применение искусственного интеллекта в финтехе рассматривается достаточно широко. К примеру, клиент, который залогинился в нашем мобильном банке. Он как‑то себя ведёт, за что‑то платит, как‑то выводит средства. А это действительно клиент или злоумышленник, который, например, пользуется методами социальной инженерии? Она до сих пор актуальна, является одной из проблем финтеховской отрасли и продолжает очень сильно влиять на рынок. Как отсечь злоумышленника? Только тонкими, деликатными, глубоко проработанными технологиями на базе нейросетей. Когда у вас есть человек, который сам по телефону сообщает своё кодовое слово, CVC карты, сообщает код из СМС, которая ему пришла, то есть собственными руками передаёт доступ к своим деньгам злоумышленникам, с этим очень тяжело бороться технологически. Это можно победить только анализируя, как изменился паттерн поведения нашего клиента на данный момент.
Также искусственный интеллект применяется при персонализации услуг, когда у нас залогинился клиент, и мы хотим выводить не все услуги, которые у нас есть – их у банков всегда очень много – а только те, которые заинтересуют конкретно этого клиента. И тут тоже не обойтись без машинного обучения нейросетей и искусственного интеллекта.
Могу назвать один тренд, который уже сейчас активно развивается. Это революция в мире интерфейсов. Всё переходит от визуальных интерфейсов в голос. И голосовые интерфейсы приходят в нашу жизнь с конкретными устройствами и конкретными жизненными сценариями. Я счастливый обладатель Яндекс.Станции и уже два месяца управляю светом на кухне и в комнате просто голосом: «Алиса, включи свет на кухне и так далее». И управляю контентом в своём пространстве, причём это не только квартира, это может быть и автомобиль, офис, любое место, где я нахожусь. И всё это я рассматриваю как воможность больше времени заниматься творчеством.
Грядущий год подарит нам разочарования в трендах, которые мы сегодня считаем очень классными. Сегодня же много тех, кто считает классными подкасты. И тех, кто ими не пользуется, тоже много. Вот мой прогноз – рынок подкастов увеличится, но хайп чуть спадёт, и все поймут, что это просто нишевый инструмент, а не панацея.
И в этом, как мне кажется, ещё один тренд: когда приходят какие‑то новые игрушки типа голосовых интерфейсов или подскастов, все говорят: «Вау! Классно!», а потом появляется некое осознанное потребление этой вещи каким‑то небольшим количеством человек.
Мне кажется, ближайший год принесёт нам порцию понимания, что нет какой‑то волшебной таблетки, которая всё побеждает. Да, появляется что‑то новое, мир становится сложнее, да и удобнее в принципе.