7 мая в Октябрьском районном суде прошло очередное слушание по делу Эдуарда Андросова, бывшего директора цемзавода, обвиняемого в даче взятки, и экс-руководителя регионального ЦЛАТИ Елены Алёниной, обвиняемой в посредничестве при передаче взятки в 500 тысяч рублей.
В рамках заседания гособвинитель опросил экс-руководителя регионального ЦЛАТИ Елену Алёнину, которая по версии следствия, стала посредником посредничестве при передаче взятки сотруднику Росприроднадзора Алексею Каторгину. В суде с показаниями должны были вступить пять свидетелей — сотрудники Росприроднадзора, близкий друг Андросова, у которого последний занял денежные средства для дачи взятки Каторгину, а также супруга Каторгина, посоветовавшая обратиться супругу в правоохранительные органы и рассказать о предстоящей взятке. Однако свидетели не явились в зал суда и их показания зачитала прокурор Вера Струкова.
Показания сотрудников Росприроднадзора оказались идентичными — гособвинитель озвучила рассказ свидетелей о том, как проводилась проверка и какие нарушения выявили на предприятии. Напомним, всего на цемзаводе выявили 29 нарушений, где были превышения пыли, азота, оксида, углерода и диоксида в 50-60 раз. Далее Струкова зачитала показания двух оставшихся свидетелей.
Из показаний выяснилось, что Андросов занимал деньги у директора ООО «Ломбард Развитие» Андрея Бондаренко. Со слов свидетеля, с подсудимым он знаком более 20 лет — они дружат семьями. Бондаренко заявил, что занял 600 тысяч рублей Андросову, однако не знал, для каких целей подсудимому нужна такая сумма наличных.
Андросов объяснил суду расхождения в сумме денежных средств, ведь в качестве взятки фигурирует сумма в полмиллиона. Подсудимый рассказал, что на остальные 100 тысяч рублей нужны были для организации детского хоккейного матча. «100 тысяч нужны были для организации детского хоккейного турнира команды „Майский“, это была часть спонсорской помощи, я оказывал её от своего лица — личная спонсорская помощь», — уточнил Андросов суду.
На очереди были показания по делу супруги Каторгина — Юлии Каторгиной. Женщина подтвердила слова ранее дававшего показания суду Алексея Каторгина, что посоветовала мужу обратиться в правоохранительные органы и рассказать всё руководителю — Алексею Карякину, а также добавила, что подробности задержания подсудимых она не знает.
После десятиминутного перерыва показания суду озвучила экс-руководитель регионального ЦЛАТИ Елена Алёнина. Бывшая руководительница белгородского филиала ЦЛАТИ рассказала, как взаимодействовала с Андросовым и Каторгиным, чтобы договориться о передаче взятки в 500 тысяч рублей, чтобы тем самым Андросов смог минимизировать последствия проверки цемзавода.
Алёнина на протяжении 40 минут давала показания суду и отвечала на вопросы гособвинителя. Она рассказала, что когда к Андросову пришли проверяющие и он понял, что по результатам проверки в работе цемзавода будут выявлены замечания, то попросил её обратиться к Каторгину с просьбой решить «критическую ситуацию».
В своих показаниях Алёнина заявила, что Каторгин сам первым заговорил о деньгах, чем «шокировал» подсудимую, опровергая слова Каторгина, рассказавшего, что Алёнину первой проявили инициативу в даче взятки. Алёнина же предполагала, что благодарность за снижение штрафов по результатам нарушений в работе предприятия будет в виде спиртного или мешка цемента. При этом подсудимая пояснила суду, что Каторгин докучал её постоянными вопросами о том, готов ли цемзавод заплатить.
Подсудимая пояснила, что решение о том, помочь ли цементному заводу в минимизации последствий оставалось за руководителем Центрально-Черноземного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Алексеем Карякиным, тем самым «шефом», о котором говорил Каторгин. Именно Карякин попросил Каторгина уведомить Андросова, чтобы тот передал взятку наличными.
Также по словам Алёниной, она не осознавала ранее, что делает что-то противозаконное, помогая Андросову решить вопрос с минимизацией последствий проверки Росприроднадзора, сказав, что «была просто телефоном», то есть передавала информацию от Каторгина Андросову.
У гособвинителя Веры Струковой появились вопросы к подсудимой. По словам прокурора, в материалах дела ранее были другие показания Алёниной — «противоречия существенные». Прокурор зачитала предыдущие показания Алёниной.
Прокурор: Оказывая помощь Андросову в ведении переговоров с Каторгиным относительно передачи денег проведённой Росприроднадзором в отношении цементного завода за минимизацию последствия проверки у Вас уточнили — «Вы понимали, что ваши действия являются противозаконными?», Ваш ответ — «Да, понимала. В содеянном я раскаиваюсь, вину свою признаю. Желаю полностью сотрудничать с органами следствия». Вы сейчас не подтверждаете показания?
Алёнина: Это моё упущение. То, что я выступала посредником в тот момент, я не осознавала. Я признаю вину, очень сожалею. На момент допроса осознавала, что совершила преступление, в момент содеянного я не осознавала. Потом мне уже объяснили, что я не права. Протокол тогда не читала, мне адвокат сказал подписать. Я подписала с уверенностью, что адвокат протокол прочитал. У меня было очень нервное состояние.
Далее адвокат Алёниной попросил ходатайствовать о привлечении следователя Овсянникова в качестве свидетеля, которому подсудимая давала показания. Суд удовлетворил ходатайство защитника Алёниной.
Следующее заседание назначено на 20 мая. В ходе судебного заседания защитник Андросова предоставит суду письменные доказательства по делу.
Напомним, на предыдущем судебном заседании 16 апреля, один из ключевых свидетелей Каторгин готов был поклясться своими детьми, что не называл сумму взятки в 1 млн рублей. Обвиняемая Алёнина оценила показания свидетеля матом.