Одеваться красиво любили всегда. За многовековую историю моды человечество придумало бесчисленное количество способов украсить свой костюм. Русские женщины не были исключением, но помимо красоты внешней они беспокоились и о символизме, который исходит от одежды. Наши прапрабабушки верили, что, если пошить наряд правильно, он принесёт удачу и убережёт от сглазов.
Такие поверья и народные легенды нередко ложились в основу сказок. Их так же как и костюмы передавали из поколения в поколение. Костюмы наших предков пережили переезды, пожары и войны, а некоторые практически в первозданном виде можно увидеть и сегодня, например, в музее народной культуры.
На Руси передача костюма от матери к дочери имела сакральное значение. Женщины считали, что вместе с нарядами они дарят опыт, знания и житейскую мудрость.
В фонде музея народной культуры есть прекрасно сохранившийся праздничный костюм замужней женщины Красногвардейского района. В 19 веке он входил в состав Бирюченского уезда Воронежской губернии.
«В этом костюме, естественно, есть головной убор. Он называется сорока, поскольку есть гребень, крылья и хвост. Есть позатыльник, который находится на задней части головного убора. В некоторых сёлах его называют подзатыльник», – объясняет главный хранитель музейных предметов Лариса Якубенко.
Сороке от этого костюма не менее 150 лет. С момента создания она практически не изменилась, и даже стеклярус и пайетки остались родными, но, разумеется, немного померкли. Обычно, чтобы смастерить такое украшение пользовались помощью рукодельниц в монастыре.
Отдать сороку дочери просто так мать не могла. Только замужняя женщина имела право надеть её на голову.
Женские рубахи были предназначены для разных случаев: праздников, обрядов, для повседневной носки, рубахи «молодаек» и пожилых женщин.
Например, женская рубаха замужней женщины украшена красным ситцем. В те времена его называли кумачом, поэтому и название у неё было соответствующее – рубаха на кумачах.
Сшить именно эту часть костюма 200 лет назад было неимоверно трудно. Если сейчас ткань можно купить и сделать с ней что угодно, то на Руси материал практически добывали. Наши предки сначала выращивали коноплю, обрабатывали её. Только после этого её можно было спрясть и соткать.
«В этом районе льняных рубах мы не встретили. Только конопляные. Рубаха очень праздничная. Это выражено не только обилием вышивки, но и наличием некоторых особенностей», – уточняет Лариса Якубенко.
Один из признаков праздничного костюма – брыжи или оборка на рукавах. Женщины любили украшать рубахи разными орнаментами, служившими, в первую очередь, оберегами.
«Элемент арепей на рукавах этой рубахи – символ богатства, счастья и достатка. Гребёнки – оборонительный обережный знак. Когда в детской народной сказке Алёнушка убегала от бабы Яги, она бросает гребень, и за её спиной вырастает преграда. Гребень имеет то же значение», – уточняет главный хранитель музея.
Нижняя часть костюма замужней женщины – это не юбка. Юбки носили незамужние девушки. Те, кто вступил в брак, всегда носили понёву. Поверх понёвы надевали завеску. Кто‑то может спутать и назвать это фартуком, но сказать так, значит, обидеть традиции. Главное предназначение завески – оберегать сущность женщины не только от нескромных взглядов и помыслов, но и от воздействия опасных внешних сил.