Белгородский литературный музей открыли 26 апреля 1999 года как филиал Белгородского историко-краеведческого музея. До 2012 года вся работа строилась исключительно на собственной коллекции, и привлекать новых посетителей было очень трудно, вспоминают сотрудники.
«Да, у нас есть ряд достойных имён в истории культуры, но, к сожалению, не было какого‑то мемориального здания или мемориальных коллекций. Когда музей открыли, абсолютно всё было создано с нуля. Это были колоссальные исследования, найдены люди, имена, архив. Из всего этого по крупицам вырос музей», – вспоминает директор Белгородского литературного музея Инна Климова.
По её словам, обычно всё происходит по‑другому. Сначала специалисты готовят весь необходимый материал, продумывают концепцию учреждения, а только потом подыскивают для всего этого стены. Здесь же в руках музея было слишком мало необходимых архивов, но, несмотря на это, в энтузиазм инициаторов и будущее музея поверило управление культуры. Остальное зависело от будущей позиции руководства учреждения и специалистов.
Так, с 1 октября 2012 года Белгородский государственный литературный музей работает как самостоятельное юрлицо. В это же время Климова приступает к своим обязанностям как первый директор музея и работает здесь по сей день.
«Мы поменяли выставочную политику, потому что музей посещали, будем честными, дошкольники, школьники и студенты. Мы хотели, чтобы это место было интересно и взрослым людям. Как это можно сделать? Привлекать какими‑то именами, которые многое значат в истории культуры. Мы стали делать совместные выставочные проекты с другими музеями: государственно-литературным, музеем Маяковского, музеем-заповедником Сталинградской битвы. Мы хотели дать возможность нашим посетителям, не выезжая куда‑то, посмотреть интересные выставки. За последние шесть лет мы зазвучали в среде литературных музеев России», – рассказывает директор.
В хранилище. Накопленное культурное наследие и фонды – это то, без чего не может жить ни один музей. И за годы работы сердце музея забилось чаще, ведь теперь в собрании насчитывается около 18 тысяч различных экспонатов и архивных данных — документов, писем и книг белгородских писателей и деятелей науки и культуры, фотографий, рукописей, редких изданий книг, театральных афиш, предметов быта и других материалов из истории культуры Белгородской области.
Иногда переговоры могут длиться несколько лет, признаётся Инна Климова. Например, в прошлом году музею удалось заполучить архив известного журналиста, литературоведа Арнольда Гессена.
Гессен работал в Московском государственном издательстве, был заведующим издательства Госплана в Казахстане, возглавлял редакцию журнала «Новый мир». После выхода на пенсию он воплотил в жизнь свою давнюю мечту: написал книги о жизни и творчестве Пушкина. Первый труд о русском поэте – «Набережная Мойки, 12. Последняя квартира А.С.Пушкина» – Гессен выпустил, когда ему уже исполнилось 83 года. Книга сразу же стала популярной и за три года была переиздана трижды.
«Архив был когда‑то передан его вдовой в архив русского языка и литературы, но лежал там почему‑то без движения. Ещё с 2012 года я начала разговаривать с родственниками, познакомилась с внучкой. Мы долго убеждали его семью, и родственники приняли решение передать архив из 37 коробов нам в музей», – с гордостью рассказывает директор.
«Когда мы работаем с архивом, то очень внимательно относимся к его изучению. Когда мы разговариваем с родственниками и ныне живущими писателями, мы объясняем важность того, чтобы архив был передан полностью, чтобы его не дробили между учреждениями. С архивом можно работать только тогда, когда он целостный, и мы можем сделать какие‑то выводы. Без изучения архив мёртвый. Его нужно описать, понять. Что‑то может быть использовано в выставке как предмет, а что‑то только для подготовки публикаций», – рассуждает Инна Климова.
Личные вещи и архивные материалы известного белгородского воздухоплавателя, кинематографиста, изобретателя Николая Анощенко с некоторого времени тоже можно увидеть экспозиции литературного музея. Для коллектива учреждения это тоже своего рода победа.
«Сын Анощенко тоже поверил в нас и передаёт вещи из архива отца в наш музей. Благодаря этому мы создали проект «Небо. Самолёт. Кино». Участвовали с ней в международном кинофестивале «Послание к человеку» в Санкт- Петербурге. Я считаю, что для нашего музея это достижение. А в прошлом году этот проект получил историко-литературную премию „Александр Невский“ в номинации „Наследие“», – перечисляет директор музея.
О мужественности Анощенко говорит показательный прыжок с парашютом из корзины привязного аэростата. Прыжки с парашютом были редкостью. Поручик Анощенко стремился на личном примере убедить офицеров и солдат, что парашют является хорошим спасательным средством для воздухоплавателей. И доказал.
За год музей может сменить их около 15. Белгородцы уже познакомились с коллекцией Всероссийского музея А.С.Пушкина, Орловского государственного литературного музея Ивана Тургенева, Государственного литературного музея, Музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва, Николая Некрасова «Карабиха», Антона Чехова «Мелихово», Фёдора Тютчева «Овстуг», мемориальных музеев Владимира Маяковского, Михаила Зощенко, музея-заповедника Льва Толстого «Ясная Поляна», Сергея Есенина, Михаила Шолохова.
«О реконструкции. И в день рождения я её нам желаю. Мы хотим, чтобы у нас было красивое отреставрированное здание, чтобы мы смогли выйти на новую экспозицию, которая будет интересна и современна. За это время накоплен огромный материал, который может имеющуюся экспозицию существенно расширить. Мы рассматриваем определённые вехи литературного процесса, связанные с людьми, которые родились здесь, поэтому экспозиция должна быть более живая. Школьники умирают от скуки, если им просто рассказывать: „Жил-был“, нужно сделать так, чтобы люди могли чётко представить, как это было раньше, что чувствовали люди, которые делали журналы, газеты. Хотелось бы полного окружения. Уверена, что мы придём к этому», – уверена Инна Климова.