Творческую акцию, посвящённую музыке народов России, организовали Белгородская филармония и АНО «Информационная творческая студия „Хорошие идеи“». Эта организация и выиграла грант Министерства культуры в рамках нацпроекта «Культура». Полученные финансовые средства позволили оркестру в составе 57 человек отправиться в Крым и выступить там в пяти городах.
Под управлением главного дирижёра — Заслуженного работника культуры РФ Евгения Алешникова — оркестр составил уникальную программу из 24 номеров. Правда, ни в один концерт не попали все номер из‑за жёстких ограничений по времени. Но за два часа выступления музыканты представляли в среднем около 20 номеров.
«К нам обращались с просьбами, чтобы мы ещё сыграли классику. Мы учитывали пожелания: играли «Богатырские ворота», «Весенние воды» Рахманинова, его же «Светлый праздник», — рассказывает Евгений Алешников. — В Севастополе исполнили «Мы ломали хребет войны», посвящённую Прохоровскому танковому сражению. Мы хотели, чтобы она звучала, чтобы понимали, из какой области мы приехали».
В проекте участвуют не только белгородские музыканты и солисты, но и профессионалы из других городов. Из Уфы приехал Рамил Гайзуллин, из Москвы — лауреат престижных международных конкурсов Юрий Алешников. В проекте и один из именитых гусляров современности — Константин Шаханов из Санкт-Петербурга.
В творческой атмосфере необычные дуэты рождались на ходу. Константин Шаханов выступал вместе с Ириной Литвиновой. Она, кстати, освоила гусли звончатые и стала первым специалистом по ним в Белгородской области.
Ещё один запоминающийся дуэт — колоритные мелодии на инструментах курай и дудук в исполнении Рамила Гайзуллина и Карена Вирабяна. Две разные культуры — армянская и башкирская — продемонстрировали оригинальный симбиоз.
В Феодосии и в Симеизе — да. Под Алупкой играли в Воронцовском дворце.
«Знаковое место со своей атмосферой, — отмечает Евгений Алешников. — Выступали под древним платаном, которому 190 лет. Внутри замка на открытой площадке практически в полной темноте, хоть и установили освещение. Акустика интересная. Всё это создавало необычный колорит».
В Судаке белгородский оркестр играл в музее-заповеднике «Судакская крепость», а в Севастополе — на театральном пространстве в Артбухте. Вход на концерты в рамках акции был бесплатным.
Концертная программа включает в себя яркие мелодии, демонстрирующие разнообразие национальных культур. Здесь фантазии на русские темы, сочинения композиторов из Татарстана, Башкортостана, а ещё армянская музыка, народов Сибири и Якутии.
Сам главный дирижёр Евгений Алешников подмечает, что они хотели выразить через музыку всё богатство и разнообразие народов России. По всей видимости, у них это получилось: каждый концерт заканчивался аплодисментами и просьбами выступить на бис.
Мнение о русской народной песне изменилось и у Евгения Крамского, руководителя АНО «Информационная творческая студия „Хорошие идеи“»:
«Я люблю фольклор, но в основном балканскую музыку. К русской народной песне я относился скептически ровно до этого проекта, — говорит он. — Всё дело в профессионализме, таланте и подборе материала. Потому что это действительно модно, современно, качественно. Как говорят невзрослые люди, это заходит».
Да. В рамках проекта в запасе у музыкантов ещё три концерта. 8 сентября оркестр сыграет песни и музыку народов России на открытой площадке в парке Победы в Белгороде. Ещё две встречи пройдут в Губкине и Старом Осколе.
После зрителей ждёт немузыкальная встреча, где организаторы поделятся впечатлениями и итогами проведённой акции. Здесь же презентуют диск с записью концерта. Впоследствии его экземпляры передадут в детские музыкальные школы и школы искусств, а также социальные учреждения области.