В прошлом году наш театр пригласил начальник Новооскольской женской воспитательной колонии для несовершеннолетних. Мы приехали со спектаклем «Наташина мечта», а спустя пару месяцев показали ещё и «Марьино поле». В второй раз инициатива уже даже исходила от самих девушек. Им понравилось, они захотели увидеть что‑то ещё.
После «Наташиной мечты» мы обсуждали с ними спектакль, девушки встретились и пообщались с актрисой. Тогда они и сказали, что тоже хотели бы попробовать себя в этой постановке. Так и родилась идея совместной постановки спектакля.
Я оба раза ездила в колонию, играла в спектакле «Марьино поле». Сначала было страшно, потому что девушки совершили тяжкие и особо тяжкие преступления. Складывается впечатление, что они агрессивные. Стереотипы работают. Но когда мы приехали, вышли на сцену, то увидели обычных девушек, как будто они наши соседеки со двора. Они не выглядели устрашающе и нам понравились.
Когда я защищала проект на «Тавриде», приводила экспертам в пример Марину Клещёву из «Театра.doc». Она начала заниматься театром, находясь в колонии. Когда вышла на свободу, захотела и дальше заниматься искусством. Так и попала в труппу «Театра.doc».
Для девушек из Новооскольской колонии это шанс на исправление. Они расскажут нам свои истории, которые лягут в основу постановки. Это должно помочь с психологической точки зрения. Они смогут отпустить всё, что происходило, и жить дальше.
Мне лично театр тоже помогает. Не просто спектакль влияет на тебя, но и тренинги, и процесс подготовки. Это помогает становиться лучше.
Сначала продумаем вопросы, которые будем задавать, чтобы получить нужную основу для будущей постановки. Не все захотят сразу рассказывать о себе, конечно, многие девушки закрытые. Если мы не всегда хотим рассказывать личное, то они тем более. Поэтому с нами будет работать психолог, чтобы помочь им и предотвратить возможные конфликтные ситуации. Ещё с девушками встретится педагог по актёрскому мастерству.
Когда соберём материал, передадим его драматургам. Они напишут на этой основе пьесу, которую режиссёр поставит с этими же девушками из колонии.
Уже с ноября начнём заниматься организационными вопросами, а встречи начнутся в январе-феврале следующего года. Спектакль презентуем в марте.
Было сложно морально подготовиться к защите проекта. Когда я услышала 10 критериев оценки, у меня была паника, я не знала, что делать. Но постаралась подготовить такую речь, чтобы вместить туда всё, что требовала экспертная комиссия. Видимо, получилось, раз мы выиграли грант.
Защита длилась три минуты, а затем эксперты задавали вопросы. Мне посоветовали посмотреть уже существующие подобные проекты. Так, режиссёр Даниил Чащин, насколько я поняла, в прошлом выиграл грант на «Тавриде» на похожий проект. Но он брал интервью в колониях у женщин, не у девушек, а после снял фильм. Он в открытом доступе, но я его не видела. Надо посмотреть.
Я спокойно отреагировала, что выиграла. Все вокруг кричат, а я так, ручкой помахала. Для меня это не было неожиданностью. Я внутри верила, что выиграю, потому что мне самой симпатичен проект. И мне показалось, что я смогла убедить экспертную комиссию.
Сложно сказать, реализовывали бы мы проект без гранта «Тавриды». Всё‑таки хотелось бы наградить за работу команду, которая будет над ним трудиться. Может, и сделали бы без поддержки, но это не было бы так качественно, как хотелось.
Большая часть гранта уйдёт на оплату услуг драматурга, психолога, педагога по актерскому мастерству и режиссёра. Так как драматург будет не один, соответственно и затраты в этой части будут больше. В смете и расходы на дорогу до Нового Оскола — запланировано 16 поездок туда и обратно.
Итогом проекта, кроме спектакля, станет фильм «Мы здесь» о процессе создания вербативного спектакля. Его можно будет посмотреть в интернете. Постановку будем играть и сами, актрисы «Новой сцены-2».
Хотелось бы, чтобы этот пример стал показательным и для других колоний, чтобы там тоже появились подобные проекты. Может, уже и не с нами, с другими людьми, но это было бы здорово.