Госдума рассмотрит законопроект о введении ответственности за буллинг для молодёжи в начале 2025 года. Об этом сообщили РИА Новости со ссылкой на главу комитета Госдумы по молодёжной политике Артёма Метелева.
Планируется, что под травлей будут пониматься регулярные целенаправленные действия, направленные на умаление достоинства личности, выражающиеся в физической и психологической формах, не влекущие уголовную и административную ответственность. Законодатели также предложат комплекс мер по профилактике буллинга.
Редакция «Открытого Белгорода» пообщалась с представителями образовательных организаций региона, правоохранителями, психологами, а также с белгородцами, которые стали объектами травли, чтобы выяснить ситуацию с буллингом в Белгородской области.
По информации областного правительства, за последние пять лет в школах региона зафиксировали только два случая конфликтных ситуаций с подозрением на буллинг, которые образовательные организации смогли решить самостоятельно без привлечения правоохранителей. Инциденты произошли в городской и сельской школах и ограничились только словесными перепалками.
Историями о пережитом в школьные годы буллинге и его влиянии на дальнейшую жизнь поделились читатели «Открытого Белгорода».
Ещё в начальной школе я столкнулась с буллингом: избиения, насмешки, обвинения, игнор. Меня не звали гулять, не слушали, оборачивали всё против меня. Я даже боялась написать в чат класса, потому что даже там начиналась травля. Если я хотела пошутить — я говорила шутку однокласснику, чтобы он озвучил, потому что для меня бы даже это плохо закончилось.
Как проявлялось физическое насилие?
Например, в младших классах одноклассница начала называть меня толстой и сказала, что проверить толстый ли человек можно ударом в живот: если будет больно — толстый. Для «чистоты эксперимента» она легко ударила свою подругу и «доказала», что если проблем с весом нет — бояться нечего и пнула меня в живот со всей силы. Эта же девочка при встрече била меня сумкой и хватала за волосы. Одноклассник, который жил со мной в одном дворе, не давал покоя даже вне школы: как-то он подошёл и плюнул мне в глаз. Ещё один мальчик, которого тоже травили, решил доказать свою «крутость» и демонстративно ударил меня в живот.Самый запоминающийся случай, после которого меня перестали бить, но морально стало всё хуже, произошёл на уроке физкультуры классе во втором. Меня стали бить и я побежала к учительнице, которая сидела на лавке и смотрела на всё это. На просьбы о помощи она ответила, что нужно самой уметь за себя постоять и отправила обратно к ребятам. Меня стали бить ногами, оставляя синяки. В этот раз я решила рассказать всё маме и мы вместе пошли в полицию зафиксировать побои. Через несколько дней правоохранители пришли в класс и сказали что-то вроде «Не делайте так больше», но это не сработало.
Как на это отреагировали в школе?
Директор пригласила в кабинет и отчитала за «вынос сора из избы», а затем позвала и учительницу физкультуры. Физрук залетела в кабинет и чуть ли не набросилась на меня с криками, что я всё придумала. Я разревелась, директор попыталась успокоить, угостив печеньем.
Такое происходило только с тобой в школе?
Да, здесь вообще интересная ситуация. Когда я решила перевестись в другую школу, через несколько месяцев «власть» в классе переменилась. Те, кто травил меня, сами стали объектом травли. Я ещё в классе с девочкой общалась, она не поддерживала остальных, но и не защищала меня, потому что понимала, что тоже прилетит. Ещё было страшно оставаться в классе, когда выходит учитель. В такие моменты я просто садилась под парту, чтобы дожить до его возвращения. Летело всё, что только могло. Не только в нашем классе, как-то проходила мимо параллельного, оттуда в коридор вылетел стул.
Сколько продолжалось такое отношение к тебе?
С 2012 года лет семь, потом я просто ушла в другую школу. Я была максимально счастлива, когда уходила. Мечтала столько лет сказать им: «Пока, уроды!» и сказала. Сейчас я не уверена, что я так бы поступила, но, было как было. Жалеть я точно особо не стану. Какое-то время в этой школе я постоянно носила солнцезащитные очки, чтобы, когда я плакала, никто не видел. С тех лет много фотографий в них. Ещё я старалась много прогуливать. Я даже пыталась записаться на каратэ, чтобы дать сдачи, но внутренне хотелось всё решить мирно.
Как сложились отношения с классом в новой школе?
Просто нейтральные отношения. Наверное вела себя слишком испуганно, поэтому сама не научилась нормально контактировать со сверстниками.
Как тебе удалось справиться с ситуацией?
Была долгая депрессия, даже попытка суицида, было тяжело. Я обращалась к троим психологам, очно и онлайн. Первого специалиста нашла мама: он пытался меня убедить, что надо пробовать выстраивать отношения с классом, но я понимала, что не хочу подстраиваться под тех, кто меня унижает. Только третий психолог смог мне помочь, мы работали около года. Тяжелее всего было понять эти моменты, что вообще стало их причиной. Я долго боялась показывать эмоции и говорить о чувствах. Не каждый точно с этим справится: кто-то просто замкнётся в себе, кто-то придёт с автоматом в школу, не дай Бог. Из-за невозможности общаться со сверстниками я много читала, смогла экстерном закончить школу, увлеклась журналистикой и рано начала серьёзно работать.
Какое влияние школьный буллинг оказал на твою взрослую жизнь?
Изначально было страшно заниматься журналистикой публично. Всегда казалось, что что-то пойдёт не так. До сих пор очень сложно общаться с людьми, которые в том возрасте, как те ребята, которые меня травили. Тревожно находиться рядом с подростками, потому что я их не понимаю.
Осталась ли обида на одноклассников?
Нет, я бы может и не против общаться. Хотя знаю, что большинство из них ничего не добились, постят фотографии с пьянством за гаражами. Некоторые из них остались жестокими. Было пару случаев, когда одноклассники приходили на мой канал и писали какие-то неприятные слова. Сейчас уже это выглядит смешно, некоторых жалко.
Другая наша героиня в школьные годы столкнулась с травлей со стороны педагога. Школьные годы для девушки не стали приятным воспоминанием, но не из-за одноклассников, а из-за учительницы.
Учитель морально унижала сильных детей: у девочек в пятом классе проверяла нижнее бельё, заставляла по три раза мыть полы, применяла жестокие методики воспитания к отличникам. У неё были какие-то странные идеи воспитать нас как особый класс. Вот она решила, что девочки должны носить майки, лифчики нельзя. И перед своим уроком, после звонка, она запускала мальчиков, а девочек в шеренгу выставляла и просила задрать кофты. Позже на неё завели уголовное дело, но под покровительством директора она продолжила работать. Спустя 15 лет директора сняли с должности со скандалом.
Как к этому относились ребята из класса?
Молчали, но старались поддержать.
Когда вы решили рассказать об этом родителям?
Сначала все молчали, рассказали после того, как нас закрыли в кабинете на четыре часа одних. Уже позже ребята из других классов предлагали написать коллективное заявление в прокуратуру. Мама перевела меня в другой класс, когда обнаружила у меня седой волос в пятом классе.
Как это отразилось на дальнейшей жизни?
Я стала сильнее, но есть шок от такого поведения взрослых, есть обида и понимание, что нельзя допускать таких людей к детям. Всем, кто столкнулся с травлей в детстве, рекомендую сразу сообщать о проблеме родителям.
Психолог центра «Психологии развития» Александр Кислица отмечает, что дети перенимают модели поведения из семьи. В зависимости от ситуации дома ребёнок может стать жертвой или агрессором.
Травля в школе происходит всегда по некому сценарию, в котором участвуют несколько человек. Ребенок, который подвергается буллингу — «жертва», а дети, совершающие акты травли — «агрессоры». Эти роли не назначаются просто так. Любой ребёнок после своего рождения попадает в среду обитания — семью, в где учится взаимодействовать с окружающим миром. Если ребёнок дома видит насилие, он может это проецировать на одноклассников. Например, если в семье отец «агрессор», а мать принимает эту агрессию, молчит и терпит, то их дочь может взять стратегию мамы — быть «жертвой», и в будущем неосознанно привлекать к себе людей, таких, как папа. Также из семьи ребёнок может взять стратегию «агрессора», чтобы выжить, или казаться сильнее. Такой рёбенок неосознанно ищет «жертву», чтобы проявить себя. Таким образом, эти роли дети приняли еще до начала школы. Остается только встретиться «жертве» с «агрессором».
По словам эксперта, на распределение ролей не влияет успеваемость в школе: и жертвами и агрессорами могут быть как отличники, так и двоечники.
Психолог подчеркнул, что опасность ситуации заключается в том, что у затравленного ребёнка могут развиваться психические расстройства, вплоть до попыток к суициду. Дети, которые становятся жертвами буллинга, часто испытывают страх, тревогу, депрессию. У них могут возникнуть проблемы со здоровьем, а также снизиться школьная успеваемость.
Чувство страха, с которым ребёнок отправляется в школу, заставляет его психику придумывать варианты избегания травли и самих агрессоров, думать о том, почему это именно с ним происходит, испытывать и переживать чувства вины, обиды, разочарования и беспомощности. Весь набор негативных эмоций, чувств и состояний сопровождают его постоянно, думать о чём-то другом не хватает внутреннего ресурса.
Чаще всего, ребёнок начинает избегать школу или прогуливать уроки, хуже учиться и терять интерес к учёбе, становится замкнутым и необщительным или наоборот, более раздражительным и агрессивным, часто меняется настроение, начинаются проблемы с аппетитом или сном.
Психолог и АСТ-терапевт Ксения Белова видит риски появления буллинга среди несовершеннолетних в низком уровне психологического просвещения в системе школьного образования.
Нет специально выделенных часов, нет системной работы с эмоциональным интеллектом, нет программ по формированию здоровых коммуникативных навыков. Психолог вынужден «выдирать» время от уроков, что сути нарушает образовательный процесс. Создается впечатление, что психологическая безопасность ребенка — это какая-то факультативная материя, а не критически важный элемент образовательного процесса. Каждый урок должен нести воспитательную нагрузку, каждый педагог обязан формировать не только интеллектуальные, но и моральные качества учеников. Но на практике даже Классные часы выглядит как минутка бюрократии. Дети так и остаются предоставленными сами себе в джунглях школьных подростковых отношений, где выживает сильнейший, а не самый человечный.
Помочь ребёнку справиться со сложной ситуацией в школе могут родители, задача которых — вовремя заметить проблему, о которой ребёнок может не рассказать.
Ксения Белова подчёркивает важность создания дома атмосферы абсолютного принятия и безусловной любви к ребёнку. Нужно быть вовлеченным в его жизнь, проявлять интерес и заинтересованность в успехах и всегда подставить плечо в неудачах.
Психолог рекомендует документировать эпизоды травли и последовательно взаимодействовать с администрацией школы, при необходимости обращаться к психологам.
Нельзя стыдить ребёнка или считать слабаком. Напротив, нужно внимательно слушать, верить каждому его слову и действовать.
Александр Кислица добавил, что родителям нужно учить ребёнка с раннего детства отстаивать свои границы, говорить «нет», не поддаваться мнению толпы, говорить внутри семьи на разные темы, обсуждать социальные ролики в соцсетях, узнавать мысли ребенка и принимать его мнение. Важно объяснить чаду, что мир имеет массу оттенков, и если он повернётся теневой стороной, то это всегда решаемо, главное, не молчать, а поделиться этой информацией с родителями.
Если ты замечаешь на себе начальные признаки буллинга или уже подвергаешься травле необходимо это обсудить с учителем и родителями. Взрослые всегда вовлекутся в проблему, постараются помочь тебе, выяснят причины и организуют мероприятия по их решению.
В случаях буллинга школьный психолог должен профессионально и мягко провести индивидуальную беседу с детьми и родителями, отметила Ксения Белова.
Классный руководитель также не может оставаться в стороне, потому что имеет наиболее полное представление о групповой динамике. В особо сложных случаях к работе должен подключаться школьный социальный педагог.
Нередко родители столкнувшихся с травлей детей решают перевести их в другой класс или другую школу. Такая мера может помочь одному ребёнку, но не решит проблему в коллективе, подчеркнул психолог центра «Психология развития» Александр Кислица.
Родителям и учителям важно понимать, что если травля происходит в классе, то это проблема не для одного человека, ставшего мишенью, а для всей команды. Поэтому работа должна проводиться со всеми членами коллектива, даже с теми, кто непосредственно травлей не занимается, но молчаливо наблюдает за происходящим со стороны. Удалив из коллектива объект буллинга, тенденция к психологическому насилию над кем-либо сама по себе у членов коллектива не исчезнет. Либо такой коллектив выберет себе новую жертву, либо все его члены на всю свою жизнь сохранят в своей системе ценностей и нравственных норм те аморальные и безнравственные поступки, которые допускали в адрес объекта травли.
В региональном УМВД уточнили, что на сегодняшний день законодательство не предусматривает определение понятия «буллинг», а также ответственность за него. При этом, травлю можно квалифицировать по нескольким статьям КоАП РФ и УК РФ, по которым могут быть привлечены в том числе несовершеннолетние.
За оскорбления, клевету, мелкое хулиганство может последовать административное наказание в виде штрафа. Применение насилия и угроза им грозит уголовным наказанием в виде штрафа, принудительных работ или лишения свободы.
Кибербуллинг, травля через интернет, также может обернуться административным или уголовным наказанием. Уголовная ответственность грозит за угрозы убийством, доведение до суицида, взлом электронной почты с целью публичного унижения жертвы, травля на почве вероисповедания.
Правоохранители рекомендуют обязательно обращаться в полицию в случае травли для дальнейшего разбирательства и принятия мер. Если жертве буллинга не исполнилось 14 лет, с исковым заявлением должны обратиться законные представители ребёнка.
С целью профилактики правонарушений и преступлений, совершаемых как самими несовершеннолетними, так и в отношении них, сотрудники полиции регулярно осуществляют проверки состоящих на учете, а также входящих в группу риска семей с детьми.
За десять месяцев 2024 года инспекторы ПНД региона провели более 4,5 тыс. лекций в образовательных организациях. Обучающимся рассказали об их правах и ответственности за совершение противоправных действий.
Напомним, в Белгороде работает центр «Точка поддержки», где детям и подросткам могут бесплатно оказать психологическую помощь. Записаться на удалённую или очную консультацию желающие могут через личные сообщения на странице центра «ВКонтакте» или по номеру: +7 (4722)-25-03-89. Центр находится в здании ЦМИ на улице Студенческой, 17А.