

Жители Белгородской области одними из первых узнали о начале СВО: утро 24 февраля Белгородчина встретила под звуки пролетающих ракет и авиации, в тот же день появились сообщения о пострадавших и разрушениях в приграничье. Некоторые белгородцы ещё тогда приняли решение временно уехать, другие — после первого шока продолжили жить привычной жизнью.
В преддверии новогодних праздников, 30 декабря 2023 года, центр Белгорода подвергся массированному ракетному обстрелу, погибли 25 человек, более сотни — пострадали. С этого момента обстрелы и трагедии происходили всё чаще.


Когда ситуация в Белгороде обострилась, мы готовились к появлению дочки. Сначала подкосило 30 декабря. В марте, когда я была в роддоме, начались постоянные обстрелы и сирены. Спустя несколько дней после выписки мы с мужем решили временно уехать, потому что не было возможности не то, что выходить на улицу, а даже подойди к окну. Переезжать мы тогда не планировали, поехали в Воронеж на три недели. Именно в тот момент, мужу поступило предложение о работе в одной из лучших клиник Санкт-Петербурга. Подумали, что это знак.
Санкт-Петербург был детской романтической мечтой. Вопрос работы и жилья был быстро решён. Всё было хорошо и стабильно. У меня тоже была возможность выйти поработать в хорошее место. Главная сложность заключалась в том, что мы молодые родители, без помощи и без близких, без родных, оказались в другом городе. Для нас это стало самым трудным. Трудно было жить вахтовым методом, когда я на работе — муж сидит с ребёнком и наоборот. У нас не просто не было времени на родных и друзей, — никого не было рядом вовсе. Жизнь была Днём сурка. Очень сильно накрыла тоска по социальному комфорту.
Муж каждый месяц ездил в Белгород, где тоже продолжал работать стоматологом и принимать пациентов. Мы каждый месяц пытались поехать с ним, но каждый раз непосредственно перед поездкой обострялась ситуация в городе. В январе мы уже совсем потухли от тоски и решили все-таки поехать. Когда мы приехали в Белгород, мы поняли на контрасте насколько другой может быть жизнь. Дело даже не в том, что здесь была помощь с ребёнком, будни стали разнообразными. Мы встречались с друзьями, посещали сразу много мест, потому что всё в пешей доступности. Мы действительно начали жить. Все достижения, успехи в работе, высокая заработная плата, хорошие условия жизни: это всё даже рядом не стояло с тем, чтобы просто не жить одиноко. Мы для себя выбрали, что хочется жить, а не просто существовать между домом и работой. Несмотря на то, что в Белгороде не сильно безопасно, жизнь больше ощущается.
Окончательно вернуться мы решили в мае. За год нашего отсутствия город стал ещё прекраснее, ближе и роднее. Появилось много мест для прогулок, много мероприятий, жизнь кипит. Если когда-то были юношеские мечты о больших городах, то теперь хочется возвращаться только сюда: строить семью, карьеру, видеть, как растут твои дети, дети твоих друзей, как счастливы твои близкие или как они грустят. Если есть эта возможность жить, хочется её использовать.
После 30 декабря мы вроде пришли в себя и отметили Новый год, но с учётом продолжающихся взрывов над городом было психологически сложно. В начале января мы с женой и двумя маленькими детьми решили уехать в Анапу, потому что отдыхали там осенью и примерно знали город.
Полтора года мы жили на юге. Анапа была одним из популярных городов для временного переезда белгородцев. Когда я создал чат для белгородцев в Анапе к нему присоединились 500-600 человек. Труднее всего было быть не в Белгороде, потому что на мой взгляд, это лучший город в России, который по всем критериям отвечает тому, чтобы в нём хотелось жить: по благоустройству, красоте, отношению властей, комфорту. Анапа — сезонный город, в котором зимой практически ничего и никого нет, уровень медицины и образования уступает.
Понимая, что в 2025 году нашему старшему сыну предстоит идти в школу, в апреле мы решили вернуться. С одной стороны, было гнетущее ощущение, что где-то рядом будет «бахать», с другой — это дом со всеми вытекающими плюсами. Вернулись и будто не уезжали. Слишком большая сильная любовь и она взаимная. Город за это время стал только лучше. Большая заслуга властей, что взяли курс на развитие даже в такое сложное время.
Находясь вдалеке ситуация казалась страшнее и мрачнее, чем когда сидишь в Белгороде и смотришь на пролёты беспилотников. Конечно, если будет совсем плохо, никто с детьми не будет идти на серьёзные самопожертвования, но пока даже частые ракетные опасности и волны БПЛА — ещё не та точка, которая склонит в сторону переезда. Мы связываем жизнь с Белгородом, любим и не хотим уезжать.
Оперативная обстановка в Белгородской области остаётся сложной. По состоянию на ноябрь 2025 года от атак ВСУ погибли более 400 мирных жителей, ещё около 2 400 белгородцев пострадали. В ноябре в Белгороде была презентована книга «Три года под огнём», отражающая жизнь области в период СВО. В регионе продолжается установка дополнительных укрытий, монтаж антидроновой сетки на социальных объектах, формируется запас резервной генерации электроэнергии.












