Local Logo
Новости Белгорода и Белгородской области
103.27
+3.24$
108.56
+2.36
-3 °С, облачно
Белгород

«Код нашей-русскости». Как работает белгородский оркестр русских народных инструментовНовость

3 июня 2019, 11:15

Главный дирижёр оркестра — заслуженный работник культуры РФ Евгений Алешников —в большом интервью «Открытому Белгороду» о том, как доказывал концертными программами, что русские народные инструменты — это не только ложки с балалайкой, о нашумевших экспериментах с Noize MC и сложном пути оркестра длиной в 10 лет.

30 мая большой концертной программой оркестр русских народных инструментов Белгородской государственной филармонии, отметил десятилетний юбилей творческого сотрудничества с главным дирижёром Евгением Алешниковым.

 

— 10 лет – это всё‑таки немалый срок. Вы чувствуете, что прошло уже столько времени?

— Я даже не до конца верю, что мы с вами говорим о такой цифре. Кажется, я недавно встал за пульт нашего оркестра, но за эти 10 лет пройден огромный путь, и проделана большая работа. Музыкант учится всю жизнь, и дирижёр тоже. Я рад, что мы учимся вместе с оркестром и бесконечно уважаю артистов за то, как много они вкладывают своей души и труда, чтобы дарить людям радость. Поругать могу, конечно (смеётся — прим. ОБ), но артисты знают, что это для общего дела, и я их люблю.

— Вы помните, каким был оркестр, когда вы стали им управлять?

— Я принял оркестр, мягко говоря, в плачевном состоянии. Приступили к работе, начались репетиции, и уже через некоторое время оркестр зазвучал по‑новому.

— Трудно было стать частью коллектива?

— Надо сказать, что коллектив принял меня хорошо, с большинством участников оркестра я был знаком лично, и все музыканты хорошо знали мои профессиональные и человеческие качества, поэтому в оркестре, практически сразу сложилась хорошая творческая атмосфера. Сложности были больше в подборе произведений из библиотеки оркестра. Я просто не мог выбрать в ней достаточно произведений, чтобы сформировать хотя бы одну, на мой взгляд, интересную программу. Постепенно начал собирать библиотеку; знакомился с дирижёрами других профессиональных оркестров, ездил по фестивалям, сначала сам, потом с оркестром.

— В чём заключается работа дирижёра? Вы же понимаете, как обыватели со стороны видят картинку?

— Вы про то, что дирижёр рукам машет? Да, понимаю. Когда дирижёр выходит на сцену, кажется, что всё легко получается, и он там не нужен, (смеётся — прим. ОБ), но на самом деле репетиционный процесс очень сложный, состоящий из разных этапов.

Подбор репертуара, понимание, как выстроить концертный сезон или несколько сезонов подряд, чтобы шло развитие коллектива. Это непростые вопросы, потому что часто хочется взять более сложную, глубокую программу для оркестра, но слушатели не всегда готовы принять слишком сложные для восприятия произведения. Приходится подбирать репертуар таким образом, чтобы все получили удовольствие от концерта, каждый услышал то, что ему лично близко и понятно.

— Какая публика посещает ваши концерты?

— Один мой знакомый говорит: на тебя ходит город. Это приятно. Невозможно в этом деле ориентироваться только на профессиональных музыкантов — их недостаточно, чтобы наполнился большой зал филармонии, да и у многих музыкантов педагогов из‑за каждодневной рутинной работы происходит профессиональное выгорание, и они перестают интересоваться новинками в мире музыки, перестают получать удовольствие от слушания музыки. Не посещают концерты, не понимая, что это может привести к постепенной профессиональной деградации. А ходят на концерты люди, которые полюбили наш оркестр и заинтересовались тем, что мы делаем на сцене.

— Когда оркестр начали воспринимать всерьёз?

— Это было в 2012 году в Москве на Всероссийском фестивале современной музыки для русского национального оркестра «Музыка России». Наше выступление в этом концерте поставили в первое отделение, а во второе поставили студенческий оркестр из музыкального колледжа города Пушкино Московской области. Представляете, насколько низко оценили предполагаемый уровень исполнения нашего профессионального оркестра, если считали, что студенческий оркестр будет интереснее. Но мы доказали, что мы настоящий профессиональный оркестр, что с тех пор нас начали ставить во второе отделение, либо на открытие, либо на закрытие фестиваля. Оркестр принял участие уже в шести фестивалях «Музыка России».

— Как вы привлекаете публику?

— Изначально мы создали два абонемента: «Встречи по четвергам» и «Вокальные вечера с оркестром русских народных инструментов». Но потом пришли к выводу, что в концерте лучше сочетать и инструментальные, и вокальные произведения.

Не всегда люди понимают, что инструментальная музыка может быть интересна. Часто на оркестр русских народных инструментов смотрят как на оркестр, аккомпанирующий русской или советской песне. А то, что коллектив может играть интересную инструментальную музыку, сопоставимую по уровню сложности с симфонической музыкой, это трудно осознать. Мы работаем над тем, чтобы каждая программа была разнообразной. Важно не стоять на месте и расширять репертуар.

— Вы согласны, что любовь к музыке нужно прививать с детства? Понятна ли детям такая музыка?

— Здесь я должен рассказать короткую историю. У меня есть невестка, она родилась в Туле, и она не музыкант. Однажды рассказала своё детское воспоминание от посещения концерта: «Когда была ребёнком, меня привели на концерт народного оркестра, исполнение было скучное и не выразительное. С тех пор у меня совершенно пропал интерес к оркестру».

У ребёнка осталось плохое впечатление от посещения концерта, и лишь спустя много лет, будучи взрослым человеком, когда она услышала наше выступление, смогла понять, насколько интересно и выразительно может звучать народный оркестр.

— А что делать, чтобы ребёнку хотелось слушать музыку?

— Специально для детей мы создали абонемент «Сказки с оркестром русских народных инструментов». Для нас композиторы специально пишут музыку. Дети, которых привлекут наши программы, повзрослев, придут на вечерние концерты, а потом приведут своих детей. Мы должны работать на будущее, чтобы не потерять «код нашей-русскости».

— Белгород, на ваш взгляд, культурный город?

— Да, и объясню почему. Я родился в 1961 году и вместе с городом рос и развивался. Появление в городе филармонии, создание крупных профессиональных творческих коллективов способствовало развитию музыкальной культуры города и области. Сегодня Белгородская филармония является одной из самых интенсивно развивающихся в России.

Публика в регионе разная, и поэтому репертуарную политику приходится выстраивать по нескольким направлениям. Первое — музыка популярная и понятная для всех. Второе — музыка новая, созданная композиторами специально для оркестра русских народных инструментов. Если не будет создаваться новая музыка, то оркестр умрет. И третье направление – музыка классическая.

— А современные песни?

— Оркестр русских народных инструментов может всё, в том числе играть эстрадную музыку. В текущем сезоне оркестр исполнил программу, посвящённую, творчеству замечательного композитора-песенника Александры Пахмутовой. Концерт имел большой успех. Были программы, посвящённые творчеству Петрова, Шварца и т. д. У нас есть и совместный проект с Иваном Алексеевым, больше известным как Noize MC.

— Да, социальные сети тогда взорвались. Хип-хоп в народ.

— Получился очень интересный концерт! В прошлом году Иван пригласил нас на рок-фестиваль «Нашествие», где нас слушали около 50 тыс. человек и после выступления скандировали оркестру – «Спасибо!»! Многие из них до этого никогда не слышали оркестр русских народных инструментов. Я стараюсь идти по пути разнообразия репертуара. Мне интересно играть и аккомпанировать молодым композиторам и певцам.

— Но как вы совместили хип-хоп и русские народные инструменты?

— Для оркестра русских народных инструментов нет ничего невозможного. В рэпе не всегда всё интересно, это правда. Но творчество Ивана меня зацепило, потому что в его текстах есть смысл. Есть и провокации, но мы договорились, что вместе будем выбирать репертуар для совместного выступления. А в ноябре этого года состоится наш совместный концерт в Крокус Сити Холле.

— Добрались до одной из самых крупных площадок Москвы?

— Когда мы ехали на фестиваль «Нашествие» в августе 2018 года, проезжали мимо Крокус Сити Холла. Один из артистов оркестра сказал: «Евгений Алексеевич, как бы нам тут выступить?». Мечты сбываются: продюсер Noize MC предложила выступить в ноябре 2019 года.

— Сложно с ним работать?

 – Нет. Во‑первых, он учился у меня в музыкальной школе, в этом секрета нет. Он профессионал, и это бесспорно. Сын Ивана – Василий, сейчас учится игре на гитаре у моего сына Юрия. Получилось интересное продолжение традиции.

Дмитрий Калинин — есть такой балалаечник в Москве, ониграет рок на балалайке. Мне это тоже интересно. Сейчас модно играть музыку западных рок-групп с симфоническим оркестром. А лучшие образцы русского рока, на мой взгляд, можно и нужно исполнять с оркестром русских народных инструментов.

— Для вас такие эксперименты — это способ сохранить интерес к народному оркестру?

— Это способ привлечь ту молодёжь, которая, будучи детьми, не имела возможности услышать хороший оркестр русских народных инструментов. Чтобы они поняли, что оркестр русских народных инструментов – это не только «Светит месяц».

— Какой вы инструмент? Я не имею в виду, какой вам больше нравится, а какой по духу музыкальный инструмент отражает вас?

— Мне по духу близки многие музыкальные инструменты и на многих из них я играл. Но по внутреннему ощущению, я скорее оркестр. Ведь оркестр, это тоже музыкальный инструмент, живой и многотембровый.

Нашли опечатку в тексте?
Выделите ее и нажмите ctrl+enter
Сюжеты: Интервью
Авторы:Илона Жукова
Читайте также
Выбор редакции
Материал
Общество 5 декабря , 17:19
12 тысяч эвакуированных харьковчан проживает в Белгородской области с 2022 года
Материал
Общество 4 декабря , 17:27
Глава Харьковской ВГА Виталий Ганчев: «Будем с белгородцами в дружеских отношениях, как раньше»
Материал
Общество 20 ноября , 12:36
Опрос: как белгородцы относятся к раскладам Таро и обращались ли к тарологам?