— Как давно ты увлеклась стилистикой?
— Работать как стилист, не стесняясь себя так называть, я начала с конца февраля. С чем это было связано? Закончила учёбу (моё первое образование — медицинское) и полностью погрузилась в стилистику. То есть я работаю полгода, но этому предшествовала большая история. Нельзя с ничего вдруг назвать себя стилистом, не имея никаких предпосылок.
— Поделишься этой историей?
— Я с детства люблю красоту. Мне кажется, у меня врождённое чувство эстетики. Чтобы было понятно, у меня дома три полки с журналами ELLE. Собираю их с 2004 года, а это был мой четвёртый класс.
Стилистика всегда была рядом со мной. Когда я училась в университете, понимала, что отличаюсь отсутствием рамок в одежде. Всегда демонстрировала свободу и самовыражалась через внешний вид.
Просто в момент подготовки к вузу нужно было выбрать, куда идти. Я выбрала немножко не то. Но во время учёбы на медицинском эта история со стилистикой сохранялась, была во мне. В один момент поняла, что нужно просто делать то, что я люблю.
— А ты училась где‑то дополнительно на стилиста?
— Конечно, но не могу сказать, что это основной показатель качества специалиста. По сей день прохожу большие курсы: и онлайн, и офлайн. Я это делаю в том числе потому, что некоторым клиентам важно бумажное подкрепление того, чем ты занимаешься.
Сейчас понимаю, что ни один курс не научит чувственному восприятию. Ни один курс не даст опыта общения с клиентами и понимания индивидуальности. Любое образование по стилистике даёт какие‑то правила, но мир моды — стремительно меняющаяся сфера. Эти правила работают короткий промежуток времени. Специалисты говорят, что срок годности любого тренда — всего три недели. Если у тебя нет чувственного предугадывания, хорошим стилистом быть не получится.
Чаще всего я набираю багаж опыта работы с клиентами, потом прохожу новые курсы и слышу то, к чему пришла сама.
Стилистика — как учёба в университете. Ты можешь ходить на пары, слушать, но, если сам ничего делать не будешь, толку ноль.
Всегда говорю: написать в инстаграме, что ты стилист, и писать посты с подборками луков — это одна история. А работа с людьми — совсем другая. Поэтому я скептически отношусь к людям, пишущим посты, но в аккаунте при этом не видно ни одного клиента, ни одного отзыва. Я такому не верю. Работа стилиста — прикладная. Это не оценивание картинок в инстаграме, а работа с людьми. Это всегда офлайн больше, чем онлайн.
— Боялась работать с первыми клиентами?
— Нет. Было страшно сменить привычный образ жизни. Не знаешь, что произойдёт, придут ли люди, наберутся ли мастер-классы.
Когда я уходила, не видела живого примера в аналогичной профессии в Белгороде. Я не могла сказать родителям: «Вот Маша Иванова. Она этим же занимается. К ней приходят люди». Я была первой и не понимала, насколько людям в Белгороде это нужно. Было страшно уйти от того, к чему я привыкла, и начать заниматься абракадаброй, которую у нас не все понимают. В мире, в крупных городах России работа стилистов — уже абсолютная норма, а здесь нужно объяснять, кто я, зачем я нужна, почему важно хорошо выглядеть.
— Насколько насыщенный у тебя рабочий график?
— У меня настолько органичная работа, что я не устаю. Вся неделя загруженная, в какой‑то момент я должна устать, но этого не происходит. Только физически: ноги начинают болеть от, в прямом смысле, километров по магазинам, но я понимаю, что головой не устаю.
Я много работаю. Больше, чем, если бы осталась во врачебной специальности. У меня безлимит рабочих часов, и априори не бывает выходных. Мой выходной — это три-пять встреч в день.
— Что изменилось в твоей жизни, когда ты стала стилистом?
— Я начальник. Сегодня мой день — это то, что я сама себе придумала и спланировала. С одной стороны, звучит радужно, все так хотят. С другой стороны, сколько работы я сделала, такой результат и получила. Я отчитываюсь только сама перед собой. Для этого нужно быть достаточно честной и моментами критичной.
Мне кажется, я сейчас живу в своей мечте семилетней давности. Конечно, находясь уже тут, думаю, что я в точке «ноль». Но когда‑то правда мечтала, что смогу в будний день, встать во столько, во сколько захочу, нарядиться, накрасить губы красной помадой и пойти завтракать без спешки.
— Ты же не только в Белгороде работаешь. Из каких ещё городов есть клиенты?
— Из трёх: Воронежа, Москвы и Санкт-Петербурга. Когда я начинала, 90% клиентов были из Белгорода, потом начали подтягиваться другие города. Спустя полгода белгородских клиентов у меня чуть больше половины, 20% — Москва, и по 10% Воронеж и Петербург.
Думаю, больше работает сарафанное радио. Но есть и те, кто сами находят меня в инстаграме. Недавно был клиент из Москвы. Я его спросила: «Откуда вы обо мне узнали? Вам кто‑то рассказал?» А он отвечает, что набрал в инстаграме «стилист Москва». Видимо, его не смутило, что в моём профиле написан ещё и Белгород. Говорит, посмотрел аккаунт, ему понравилось. Пообщался со мной и понял, что я адекватный человек, которому можно доверить самое ценное — себя.
— Чаще обращаются парни или девушки?
— Изначально девушки, конечно. Сейчас прибавился большой процент клиентов-мужчин.
Меня увлекает разбор мужского стиля. У мужчин меньше эмоциональной привязки — проще прощаются со старыми вещами. Они больше доверяют, как бы парадоксально это не звучало. Мужчина конкретно понимает зачем приходит, что у него нет подкованности, он в этом не разбирается. Девушкам нужно объяснять, почему мы берём ту или иную вещь, иногда уговаривать что‑то примерить. Потом ещё раз объяснить, дать время покрутиться, полюбоваться в зеркало, подумать. Это эмоциональная составляющая работы стилиста.
— Получается, ты ещё и психолог?
— Думаю, у меня очень развита эмпатия. Вижу человека, сразу примерно понимаю, как с ним заговорить, как бы его переодела и на чём у нас, возможно, будет загвоздка.
Если бы я просто разбиралась в одежде и круто переодевала, не работало бы. Процентов десять моего успеха, если так можно сказать, — это эмоциональная составляющая. Я понимаю, что человеку нужно и зачем он ко мне идёт. Есть те, кто приходят за переодеванием, а есть те, кто идут за эмоциями.
— Ты разбираешь гардероб, организуешь шоппинг-сопровождение и проводишь мастер-классы. Почему решила не ограничиваться персональной работой с клиентами?
— Я изначально понимала, что люди по‑разному воспринимают информацию. Есть те, кто лучше её усваивает индивидуально, а другие хотят, чтобы их окружало комьюнити. То, что я даю на мастер-классе, безусловно полезно, но это бонус к тому, что люди находят клуб по интересам.
Для меня показательна ситуация на прошлом обучающем потоке. Вместе со спикером Вадимом мы опоздали на занятие буквально на 10 минут. Приезжаем, а там так шумно, девочки уже чаи гоняют, смеются, сериал какой‑то смотрят. Мы вообще были не нужны, им без нас хорошо.
Мне нравится наблюдать, как они приходят на первое занятие, раскрываются, а уже на выпускном становятся семьёй.
— Какие популярные ошибки в гардеробе ты наблюдаешь у клиентов?
— Думаю, самая часто повторяющаяся ошибка — «импульсивные покупки», когда мы совершаем покупку необдуманно. После приносим вещь домой и понимаем, что её совсем не с чем носить, она ни с чем не сочетается и «не работает». А представляете, если 90% гардероба состоит из таких приобретений? Результат: захламлённая гардеробная, вечное утреннее «мне нечего надеть» и нерационально потраченные средства. Вот с этим я учу бороться.
— С какими стереотипами к тебе чаще всего приходят?
— Естественно они связаны с одеждой: «Это мне не идёт», «Это я не буду мерить», «Оверсайз меня полнит», «Я в этом огромная, а это не женственно».
Другой стереотип: чтобы хорошо выглядеть, нужно много денег. Это неправда. Люди думают, что одежда должна быть обязательно брендовой, но, раскрою тайну, хождение в брендах с ног до головы чаще всего выглядит безвкусно. Круто можно одеться и в секонд-хэнде, если знать, что выбирать.
Неправильно и то, что некоторым нужен повод, чтобы хорошо выглядеть. Да, на это нужно много времени и сил потратить. У нас люди только начинают учиться заботе о себе. Не умеют время себе уделять, считают, что это стыдно и неправильно. Нет культуры нормального отношения к себе.
— Ставишь перед собой профессиональные цели?
— Ставлю микрозадачи. Начинается месяц, и я придумываю, что за него должна сделать. Формулирую ближайшие цели, а они уже приведут меня к большому результату.
— Но планируешь всю жизнь заниматься стилистикой?
— Думаю, моя жизнь однозначно будет связана с модой, но сфера будет постепенно расширяться. Сейчас я работаю с частными клиентами, но понимаю, что через некоторое время мне захочется других масштабов. Может, начну писать колонки в журналах или выпускать одежду. Я только начинаю и пробую, понимаю, что нравится, а что очень нравится.