Самое плохое, с чем сталкиваются врачи — это безответственность пациентов. Когда у человека ухудшилось зрение, заболели глаза, точечка какая‑то буквально полетела, он думает, что это само со временем пройдёт. Это недопустимо, уточняет врач, ведь так можно не распознать вовремя серьёзное заболевание или запустить процесс заражения.
«Просто так ничего не бывает, — говорит Виктория Башук. — К сожалению, когда мы потом пациента спрашиваем, почему они не пришёл неделю или месяц назад, часто слышим, что думал, само пройдёт, что‑то само изменится».
В практике врачей есть примеры, когда медицинская помощь бессильна из‑за запущенного состояния больного. Например, молодой человек, обратившийся с травмой глаза спустя сутки. Результатом позднего обращения стало сильное заражение и потеря глаза.
«Пациентам с отслойкой сетчатки я говорю: «У вас же перестал видеть глаз. Даже не заболел, он же не видит. Почему не бежали к врачу?» Они отвечают, что думали на повышенное давление. Иногда у пациента пере- или гиперотношение к себе, он из‑за засорения обращается к врачу, а другой, который нуждается в экстренной помощи, может и не прийти».
То, что к врачу идут, только когда падает зрение — сложившийся стереотип. Виктория Башук отмечает, что обращать внимание нужно и на качество зрения:
«Когда глаз болит, сразу бежим к врачу. А вот когда изменяется качество зрения — туман, линии стали неровными, мушки полетели — люди не так реагируют. На всё нужно обращать внимание и сразу идти к врачу».
Есть ряд заболеваний, которые наследуются от родственников. Среди них, например, близорукость. Но врачи отмечают, что в семьях с таким заболеванием родители настороженные. Они вовремя приводят детей на медицинский осмотр.
Генетический фактор есть и у глаукомы. Офтальмологи обязательно советуют пациентам с этой болезнью проверять глазное давление у детей. На развитие глаукомы влияет несколько факторов, но генетический исключать нельзя.
Некоторые заболевания протекают бессимптомно, а потому без периодического наблюдения у врача их не выявить. Для того, чтобы вовремя диагностировать и вовремя прооперировать пациента, и нужна диспансеризация.
«Если пациенту исполнилось 40 лет, ему ежегодно измеряют внутриглазное давление. В этом году оно хорошее, но на следующий год может уже чуть-чуть повыситься, а это звоночек доктору.
Офис семейного врача оснащён бесконтактным тонометром. И когда мы приезжаем к ним, всегда говорим про важность диспансеризации на этом этапе. Замер внутриглазного давления бесконтактным тонометром занимает минуту. А после и пациент, и доктор спокойны».
Для диагностирования заболеваний, которые снижают зрение, существует в том числе и всем знакомая таблица с десятью строчками из букв разной величины.
«Если пациент почему‑то десять строчек не читает с расстояния пяти метров, здесь тоже звоночек, надо отправить его к офтальмологу, — объясняет Виктория Башук. — Слушать надо пациента, когда с ним беседуешь. А самому пациенту — обращать внимание даже на мельчайшие изменения».
Под проверкой зрения не обязательно подразумевается приём у офтальмолога. Замерить глазное давление можно у семейного врача, а проверить качество и уровень зрения — в оптике, где есть диагностические кабинеты.
«Я считаю, что каждый уважающий себя пациент должен прийти и раз в год проверить зрение, — подчёркивает Виктория Башук. — Позавчера я оперировала пациентку. Она мне сказала, что если бы не пришла поменять очки, то и не знала бы о проблемах со зрением. Думала, само рассосётся. Слава Богу, всё получилось, доктора вовремя заметили. Но надо же к ним прийти».
Первый врачебный совет — постоянное самостоятельное обследование.
«Это элементарно. Утром встал, посмотрел каждым глазом в окошко. Окошко совершенно ровное, часть его не пропала, оно хорошего ясного цвета. Ну, хорошо, утро началось замечательно».
Второй совет — соблюдение правил безопасности при травмоопасных ситуациях. Это особенно касается техники безопасности на производстве. Если по правилам прописаны защитные очки, значит, в них обязательно нужно быть во время работы. Нельзя надеяться на случай.
И третий — воспитывать культуру зрения у себя и у своих детей.
«Наши дети могут непрерывно не отходить от гаджетов или игровых приставок, а глаз у нас не может чисто физически вынести такую нагрузку, — отмечает Виктория Башук. — Глаза привыкли к линейному изображению в жизни, а всё другое является нагрузкой на его мышцы. Важно говорить о культуре зрения, охранительном режиме, чередовании отдыха с нагрузкой. Никто не исключает гигиену зрения».