Основной принцип работы не изменился: пациент звонит по телефону в диспетчерскую службу, сообщает симптомы и жалобы, называет адрес, и к нему направляется медицинская бригада. Но появились новшества.
Первое — это единая диспетчерская служба. Жители любого муниципалитета могут позвонить по единому номеру 103 и вызвать скорую. Диспетчерская служба находится в Белгородском районе на базе МЧС. Вызов здесь примет профильный специалист — фельдшер по приёму и передаче вызовов. Он выяснит повод для вызова скорой помощи, запишет адрес и отправит к пациенту ближайшую скорую.
И это второе новшество: благодаря централизации, стираются границы между муниципалитетами. При экстренном вызове, когда медицинская помощь должна прибыть на место в течение 20 минут, на вызов может приехать и скорая из соседнего района. При условии, что она находится ближе к больному.
В случае с экстренным вызовом — да. Это реальные рамки для прибытия скорой помощи в экстренных ситуациях, угрожающих жизни человека. Благодаря централизации, это время достигается в 94% случаев.
«Не всегда есть понимание, что такое экстренный вызов, — объясняет заместитель главного врача по медицинской части станции скорой помощи Белгородской области Светлана Оболевич. — Экстренный — это то, что угрожает жизни человека: ДТП, кровотечения, роды, утопление, внезапная смерть. Туда мы должны доехать не за 20 минут, а до этого времени».
Поводом для неотложного вызова считается ситуация, в которой жизни человека ничего не угрожает. В пример медики приводят повышение температуры, которое не сопровождается болями, затруднённым дыханием и другими осложнениями. На такой вызов скорая должна прибыть в течение двух часов.
Тип вызова определяет фельдшер в единой диспетчерской службе скорой помощи, когда беседует по телефону с пациентом. Но делает он это не самостоятельно, а при помощи специального опросника.
Повод для вызова скорой фиксируется в электронной системе АСО «Скорая помощь». Таких поводов в медицине насчитывается более 60: например, болит голова или живот, или же начались роды. Специальный опросник помогает структурировать работу фельдшера на телефонной линии, подсказывает, какие уточняющие вопросы задать, чтобы оценить уровень угрозы жизни человека. А после система относит повод к неотложному или экстренному вызову, который, кстати, делится ещё на три степени важности.
Благодаря этому, на приём вызова у фельдшера уходит не более двух минут. До внедрения системы цифра была в разы больше.
АСО «Скорая помощь» передаёт вызовы на подстанцию медицинской скорой помощи, откуда он поступает на планшет бригаде. Привычные бумажные журналы ушли — всё фиксируется электронно. В карточке вызова даже видно, вызывал ли больной скорую раньше, с какими жалобами на здоровье и какой вердикт вынесли медики.
Да, налажен электронный процесс. Когда бригада едет на вызов, она уже знает, по какому поводу обратился человек, и видит его историю болезни.
«Почему это важно? Во‑первых, настрой бригады: куда она едет, зачем и почему. Они мысленно готовятся, потому что знают, что их ожидает. Во‑вторых, в карточке имеется информация о предыдущих вызовах скорой этому пациенту. Например, видим, что он позавчера вызывал её и в предыдущий день. Смотрим, какой диагноз ставили медики, какую помощь оказали. И не только скорая помощь — всё, где он лечился, подтягивается в карточку. Это сокращает время общения с пациентом, позволяет диагностировать у него заболевание как можно быстрее».
Сами работники скорой отмечают, как удобно нововведение с планшетами:
«Использовать планшет удобно, потому что не теряем время на заполнение бумаг, медицинской карты. Также мы можем заносить информацию во время движения скорой, в пути. Да и планшет удобно использовать в ночное время суток за счёт подсветки экрана», — рассказывает фельдшер станции скорой помощи Белгородской области Андрей Жигайло.
Да, круглосуточно на телефонной линии 103 работают 8 фельдшеров по приёму и передаче вызовов. За сутки они фиксируют от 800 до 1 000 вызовов, около половины из которых — экстренные.
«С 1 марта 2020 года, когда к нам присоединятся Губкин и Старый Оскол, количество сотрудников вырастет до 12 человек, — комментирует Светлана Оболевич. — 100 вызовов в сутки на диспетчера — это нормальный объём, с которым сотрудники справляются».
На выездах по Белгородской области работают120 бригад. В их распоряжении 163 машины, 150 из которых — у единой станции скорой помощи региона, а остальные — у Губкина и Старого Оскола. 70% автопарка обновили за последние два года.
«Машин больше, чем бригад, но так и должно быть, потому что техника работает на износ круглые сутки. Обязательно нужны резервные, ведь какие‑то машины планово идут на СТО, какие‑то внезапно сломались. Это же техника».
В случае, если не удаётся дозвониться по номеру 103, можно позвонить 112. МЧС оперативно электронно передаст данные вызова станции скорой помощи Белгородской области, и медики так же быстро приедут на место.
С октября в Белгородской области, согласно нацпроекту «Здравоохранение», внедрена санитарная авиация. Она используется в экстренных ситуациях, когда пациента нужно срочно доставить в больницу для оказания помощи. За два с половиной месяца перевезены 23 пациента, а это 20 перевозок. Зимой оказывать медицинскую помощь по воздуху стало сложнее — мешает постоянный туман.
«Это не просто перевозка: забрали пациента, положили на носилки и полетели. Вертолёт у нас обеспечен всем оборудованием класса С, то есть мы можем оказывать помощь и мониторить жизненные функции во время полёта».