Разработкой технологии производства белкового сахарозаменителя занимается ГК «ЭФКО». На мировом рынке ещё нет подобного продукта, и белгородцы могут стать первыми, кому удастся в широких масштабах синтезировать белок. Задача сложная с технической точки зрения: нужно оптимизировать структуру белка, чтобы получить расширенный спектр характеристик — сделать его термостабильным, с хорошим сроком годности и вкусовыми характеристиками, максимально приближенными к привычным человеку.
В разработку технологии в «ЭФКО» уже вложил 764 млн рублей, которые в первую очередь пошли на строительство завода.
«Мы в «ЭФКО» уже построили ферментный завод, который обеспечен биореакторами для проведения пилотных испытаний и оборудованием для запуска промышленного производства. Сейчас у нас проходят исследования для получения технологии синтеза этого белка. Команда работала на эколях, бактериях, а теперь хотим перейти на дрожжи. Наверное, не так быстро, как хотелось бы, но оставаться на прежней технологии экономически невыгодно. Синтез белка на бактериях сложно масштабировать», — рассказывает директор департамента корпоративных инноваций ГК «ЭФКО» Анна Ненахова.
Научному миру известны три белка, используемых для исследований: браззеин, монеллин и тауматин. Анна отмечает, что по сладости они до 3 000 раз слаще, чем обычный сахар.
«Когда появился сахар, люди его употребляли порядка двух килограмм в год. Сейчас — свыше 80 кг в год. Сам по себе сахар не вреден для нашего организма. Вредно количество. В открытом доступе находится статистика по увеличению страдающих диабетом или ожирением. В этом плане белковый заменитель будет хорошей альтернативой, если нам удастся его разработать».
Из трёх видов белка самый изученный — тауматин, но у него проблемы с термостабильностью. Не выдерживает температуру выше 50–60 градусов, а это означает, что его не добавишь ни в молочную продукцию, ни в те же кетчупы, которые производит ГК «ЭФКО». Поэтому команда исследователей работает с двумя оставшимися белками, о которых намного меньше известно научному сообществу.
Первоочередная задача проекта — формирование научной школы в России по синтезу сладкого белка. Научные кадры будут сотрудничать с Израилем, Индией и Соединёнными Штатами Америки, где также идут разработки по получению белкового сахарозаменителя.
Технологический проект масштабного производства животного белка из личинок мух «Чёрная львинка» предлагает компания «ЛимКорм». Проект актуален не только для нацеленного на сельское хозяйство региона, но и для всей России. В стране растёт спрос на кормовой белок высокого качества, а такого не хватает. Кроме того, на окружающую среду негативно влияет производство рыбной муки, соевого шрота и других белковых продуктов. Необходим новый альтернативный источник белка. Им и станет муха «Чёрная львинка».
«Она имеет наибольшее преимущество перед остальными мухами и насекомыми. «Чёрная львинка» не переносит инфекции, обладает антибиотиком естественного происхождения, а её аминокислотный состав максимально приближен к аминокислотному составу рыбной муки, — объясняет директор компании «ЛимКорм» Валентин Лебедев. — Немаловажный факт — её плодовитость. Птица растёт порядка 40 дней, свинья — 120 дней. Цикл откорма личинки мухи составляет до 8 дней, а живёт она до 20 дней. Это самое интенсивное животное, с точки зрения получения готового продукта».
Одна муха приносит 6 млн личинок, а их выживаемость зависит от условий, но не опускается ниже отметки 90%. «Чёрная львинка» — не российское насекомое, а завезённое из Африки. Но её начали разводить в России несколько лет назад, поэтому штамп будут брать не за границей, а в российской лаборатории в Институте проблем экологии и эволюции РАН.
Главная проблема, которая стоит перед проектом — это отсутствие насекомых в перечне сельскохозяйственных животных в России. С решением должен помочь белгородский НОЦ: обратиться в Министерство сельского хозяйства РФ и Министерство экономического развития, чтобы муху «Черная львинка» добавили в реестр сельскохозяйственных животных для промышленного разведения.
Активизировалась мода на правильное и здоровое питание, но учёные и тут нашли минусы. Современные продукты питания в силу их массовости, рафинированности и иных особенностей производства не могут обеспечить человека должным количеством полезных веществ. По словам управляющего партнёра компании «Биосоляр МГУ» Александра Рыкова, в типовом рационе белгородца не хватает 9 полезных элементов, в числе которых витамины группы B, A, C, D, йод и кальций.
«Чтобы покрыть эту потребность, используя продукты из современного супермаркета, надо купить 50 кг еды. Только из них человек сможет получить необходимое для нормального функционирования количество веществ», — объясняет он.
Учёные предлагают решить проблему при помощи спирулины. В её составе 20 минералов, 18 витаминов, 18 аминокислот. Согласно исследованиям американских учёных, в 1 г спирулины содержится столько микроэлементов и витаминов, сколько и в 1 кг овощей. Спирулина улучшает иммунный статус человека, оказывает противовоспалительное и противоаллергическое действие.
Компания «Биосоляр МГУ» занимается выращиванием спирулины уже больше 30 лет. В рамках белгородского НОЦ она хочет построить биофабрику по выращиванию и культивированию продуктов со спирулиной, выпустить линейку пищевых продуктов, а следом и использовать спирулину в животноводстве.
«Отличие нашего продукта от спирулины, представленной на рынке, это то, что она не проходила тепловую обработку. Мы просто её высушили и законсервировали. Она сохраняет и белковую, и витаминную составляющие в первозданном виде», — добавляет Александр Рыков.
Компания уже разработала технологии обогащения спирулиной базовых продуктов — хлеба и молока. Если производство запустят при НОЦ «Инновационные решения в АПК», полезным веществом обогатят и другие продукты питания. Влияние спирулины на животных также тестируют. В ГК «Зелёная долина» её использование помогло достигнуть 100% сохранности телят и снизило послеродовые осложнения у коров.