Специалисты провели итоговые подсчеты стоимости сохранения троллейбусного парка Белгорода. По информации правительства региона, на обновление и поддержание работоспособности электротранспорта необходимо 7,7 млрд рублей.
Основа отрасли — троллейбусы. Так как самый молодой представитель белгородского электротранспорта «Витовт» — 2013 года выпуска, необходимо закупить новые единицы, отвечающие современным условиям комфорта и безопасности. Таковым отвечают троллейбусы «Авангард», которые частично могут преодолевать маршрут без контактной сети. На 84 машины нужно потратить 3 млрд 166 млн рублей.
Также для экстренного ремонта вышедшей из строя электросети необходимо приобрести две автовышки — подъемник стреловой самоходный ПСС-121.8.5Э, суммарной стоимостью 38 миллионов рублей.
Непосредственно на модернизацию самой троллейбусной электросети нужно потратить 3 млрд 707 млн. Сюда входят: 14 тяговых подстанций суммарной стоимостью 1 млрд 652 млн, 71 километр основного и резервного питающего кабеля 6, 10 кВ — 92,7 млн рублей, около 44 км фидерного кабеля — 48 млн, 273 км контактного провода — 172 млн рублей. Сюда же входят и новые опоры с подвесом. По техническому регламенту они должны располагаться через каждые 40 метров, поэтому таких понадобится 3863 штуки. Сумма составит 606,7 млн рублей. Подвес — 76,4 млн. Затраты на монтаж и земляные работы — 1 млрд 59 млн рублей.
По оценке экспертов, старый парк вместе со всем оборудованием морально устарел. Для функционирования троллейбусной сети придется обустраивать новый на базе ЕТК. На это, по предварительным расчётам, уйдет 355,9 млн рублей. Плюс подвод троллейбусной линии к парку — 262 млн рублей (база ЕТК располагается между поселком Северный и Белгородом). Ещё одной статьёй расходов станет оформление проектной документации, на что необходимо 216 млн рублей.
Функционирование трёх троллейбусных маршрутов обойдётся в разы дешевле. Специалисты ЕТК провели расчеты и для этого. Статьи расходов остались такими же, только сократилось количество необходимых закупок и работ. Сумма составила 3 млрд 233 млн рублей, однако содержание инфраструктуры потребовало бы затрат того же объема. Выходит, что такая мера также не выгодна, так как при таком раскладе троллейбусы продолжат перевозить всего 4% пассажиропотока от всего общественного транспорта города.
Разница между 7,7 млрд и 3,3 млрд ощутима, однако даже такая сумма для сохранения троллейбусов является неподъемной для регионального бюджета. Как отметили в правительстве региона, такие суммы необходимы для решения других, более важных проблем. Например, для обновления сетей водоснабжения или утепления фасадов многоквартирных домов.
Можно пойти иным путем и воспользоваться федеральными программами по поддержке электротранспорта, однако по словам замминистра транспорта Александра Логвинова, эти средства придется возвращать, так как они заемные.
Но у белгородского электротранспорта есть будущее. Электробус, который тестировался на улицах города осенью-зимой прошлого года, по словам министра транспорта Белгородской области Сергея Евтушенко, неплохо себя показал. Вот только усугубившаяся экономическая ситуация, в том числе санкционная политика западных стран, диктует новые условия. Цены на электробусы и поддерживающую инфраструктуру значительно изменились.
Евтушенко заверил, что будущее у программы есть, необходимо подождать стабилизацию рынка. Плюсы этого вида транспорта в том, что электробусы могут содержаться на площадке ЕТК.
В целом, ориентируясь на цены прошлого года, закупить необходимое количество электробусов и оборудовать инфраструктуру для их функционирования обошлось бы региональной казне в 2 млрд 190 млн рублей (без учета стоимости электроэнергии).
Напомним, белгородский троллейбусный парк перестанет функционировать 1 июля.